Аннотация.
Предполагается, что необходимо сделать модель для автоматического устройства управления курсом судна. Это судно имеет цель прийти в определенный порт. Поэтому, «выдержать курс» при переходе из одного порта в другой – целевая задача. Сразу отметим, что рассуждая о задаче управления судном, мы уже предполагаем, что знаем о числе и его эйдосе. То есть античное положение о том, что «мир устроен числом» нам знакомо. Без этого мы не смогли бы и рассуждать о данной задаче. Обсуждаются трудности понимания первого статуса.
.
Трудности первого статуса.
В исследовании эйдосов самые большие трудности представляет, пожалуй, первый статус. Эти трудности начались еще у Евклида, с определения представления о точке. В своих «Началах» он определяет точку как «Точка есть то, часть чего ничто» {1}, то есть точка не имеет частей.
Причина таких и подобных трудностей – наша экзистенция, под которой будет подразумеваться способ существования человека как биологического вида, достигшего определенного уровня развития. С одной стороны, человек имеет чувственность, которая является необходимой эмпирической частью его существования. С другой стороны он обладает возможностями семиотических абстрактных операций.
С внешней (феноменальной) стороны он видит камушек, зернышко, песчинку. С внутренней (ноуменальной) стороны он абстрагирует их до «точки» [1]. Но поскольку это абстрагирование в рефлексии дает эффект в выживании, сфера абстрагирования развивается.
Философские трудности соотношения (тождества) бытия и мышления, поставленные еще Парменидом, остаются и по сей день. В данных представлениях, это тождество обеспечивается «технологией» эйдоса в результате рефлекторных («круговых») форм движения с необратимыми (память) процессами.
Всем известен закон сохранения массы. Экзистенциально это представляется так, что мы купили килограмм сахара, принесли его домой, и он так килограммом и остался. Мы акцентируемся вниманием на пакете с сахаром, а то, что он перемещается в пространстве и времени – это как бы второй момент. На самом деле (здесь начинается онтология), мы должны акцентироваться именно на времени и пространстве, среде, а не объекте. Именно она «творит» все, что происходит с материальным телом. Взглянем в связи с этим на эйдос динамики материальной точки:
dm/dt – mV – m(dV/dt) – mVV/2 – mV(dV/dt)
где V=dS/dt, S – расстояние, t – время
Условие dm/dt=0, говорит нашему математическому образованию, что изменение массы не происходит (она константа). А есть ли это запрет на ее (массы) «перемещение» в пространстве и времени? – Нет! Мы как бы попадаем в «ножницы» между необходимости описательной многозначной частью из опыта и минимумом семиотического логического выражения.
Вот этот исходный начальный разрыв, перед которым стоял Ноус в своих исследованиях, в античности обозначили как хаос. Хаос не как «беспредел», а как возможность свершений. А, следовательно, она несет в себе активный фактор (А) [2]. Поэтому синонимом хаоса является возможность произвольного движения. Точка в геометрии – это возможность двигаться в любом направлении. Где само направление – является фактором активности. Теперь возможно не покажется странным, что телеологический символический эйдос начинается с хаоса:
хаос – логос – упорядочивание – конструкт – организация
Логос – это некий принцип исходной фиксации активности хаоса как сущности. Из трех хаотичных букв: о,н,с, Ноус составил (зафиксировал) слово нос, которое обрело смысл (вспомним лосевское: «Эйдос это смысл») в рефлективной деятельности.
Не должно смущать, что, допустим, первый статус начинается с качества. Которое понимается в аристотелевском смысле как совокупность признаков и свойств, отличающих один предмет от другого. Здесь хаос уже трансформировался через цепочки развитых эйдосов до восприятия Ноусом объектов как «чистые» возможности.
.
Задача об управлении судном.
1) Для мореходства важно понятие «направления движения» (далее, просто направление). Направление может быть самым разнообразным в рамках 360 градусов. Здесь множество возможных вариантов и представляют собой фактор «хаоса». Нас не интересует ни скорость судна, ни боковой ветер…, а только то направление, куда нам надо.
Направление (Н) движения это активный фактор (А), который (для плоскости воды) исчерпывается геометрическим представлением круга с всевозможными направлениями. Это предполагает возможность двигаться судну в любом направлении шкалы 360 градусов. По принципам эйдетической логики [2] в размерности рассматриваются как 1/А.
2) Судно идет в конкретном направлении, которое обозначим термином «курс». Отметим – направление и курс связаны между собой по смыслу. Курс не возможен без представления о направлении. Курс можно математически и логически определить как градус направления ко всей шкале:
Ко = (Градус направления)/Шкала.
Курс и направление философски ортономичны [3]: направление многозначно, курс конкретен (на многозначности). Фиксация курса с кибернетической точки зрения превращает его в норму.
Курс это смысловая фиксированная единица, где включен пассивный фактор (П). Общая размерность [П/А]. В обще-гуманитарной терминологии курс можно (и нужно) ассоциировать с памятью.
Учитывая, что для направления и курса у нас одни численные представления (360 градусов), то при любом курсе Ко =1 (нормировка).
3) Судно может отклоняться от курса. Отклонение возможно только из-за активных факторов. Причина отклонения (логическая!) – существование направления. Сам факт отклонения – это новый фиксированный факт – новый курс (Кн).
Вот важный момент. Нам недостаточно предыдущих понятий. Ведь «отклонение» возможно именно благодаря «памяти» (курсу – Ко). Мы «опору» на нем держим. Но этого оказывается мало – у нас два способа отклонения, которые мы условно обозначим как новое качество: «плюс» и «минус».
А с другой стороны, наше отклонение (Кн) в принципе возможно потому, что существуют направления (возможность двигаться в приделах 360 гр.). То есть возникает новая кумулятивная ситуация выйти из которой можно только так: построив новую формулу:
(Кн-Ко)/Н.
То есть, мы получили удельный вес отклонения (а, в сущности – системную шкалу). И у отклонения на данном уровне есть новый качественный (знак «+» или «-») как фактор. Мы должны понимать, что мы сейчас расписываем генезис системы, для которой нет «внешнего наблюдателя» – нас. Поэтому она сама должна знать, как поступить с новым качеством минимальными возможностями.
Да, мы нашли отклонение. И в оче-видности все ясно, куда надо крутануть штурвал. Вот эта очевидность видна только нам – «внешним наблюдателям» с жизненным опытом. В рамках логики, такой очевидности нет! Это находит свое отражение в размерности статуса [П/АА].
4) Следующий логический момент мы должны скоординироваться. То, что мы можем отклониться влево или вправо мы уже представляем. Теперь важно знать и «на сколько». То есть нам опять нужна параметрическая свобода, но уже фиксируемая. Иначе говоря, вот здесь именно проявляется высший смысл как феномен Знания.
То есть, мы опять приходим к ситуации как бы второго статуса – нам нужна память для фиксации наших Знаний (отклонения). Это находит место в своей размерности [ПП/АА]. Таким образом, формула наших знаний будет:
Кн*Ко.
Ясно, что новый курс будет или больше, или меньше, или равен опорному (нормативному) курсу. В этом статусе мы опять встречаемся с «квадратичностью». Можно расчертить условную систему координат, задав на ней значения от нуля до 360 градусов по горизонтали и вертикали. Тогда, в такой системе координат, точка совпадения Кн и Ко будет соответствовать оптимуму (квадрат).
5) Когда Кн = Ко, то все нормально, но для рефлекторного управления нам необходимо сформировать формулу ответа на любые «возмущения». Фактическая формула (команда) управления в итоговой форме будет:
Ко(Кн -Ко)/Н
Величина (Кн -Ко)/Н уже встречалась ранее на третьем статусе. Ее смысл – отклонение по шкале «влево» или «вправо». Величина Ко придает этому отклонению нормировочный характер. Данная команда формирует как знак управления (качество), так и фактическое численное отклонение (количество).
{Размерность увеличится на активность (А) [ПП/(ААА)]}
Не должно смущать, что знак управления на пятом статусу совпадает с отклонением на третьем статусе. Ведь данный эйдос представляет часть рефлекторной дуги. Это уже механика штурвала и передача на руль определяет знак управления замыкающего контура. Ясно, что он должен быть такой, чтобы компенсировал отклонение.
***
Таким образом, краткая запись эйдоса в соответствующих терминах будет:
направления – курс – отклонения – координация – команда.
Все это представляет смысл языка управления судном (А.Ф. Лосев – «Эйдос это смысл»). Все термины связаны кумулятивной эйдетической логикой, поскольку в них присутствует преемственность наращивания эндо-координат (1/А – П – 1/А – П – 1/А), или в кумулятивной форме (1/А – П/А – П/АА – ПП/АА – ПП/ААА).
.
Литература.
1. Сахно В.А., Природа феноменального и ноуменального миров // «Академия Тринитаризма», 11.12.2012, http://www.trinitas.ru/rus/doc/0016/001d/00162036.htm
2. Сахно В.А. Телеология и семиотика в эйдосе. 19.10.2012, http://sahno.trinitas.pro/2012/10/19/teleologiya-i-semiotika/
3. Сахно В.А. Антиномия и ортономия, 15.09.2012, http://sahno.trinitas.pro/2012/09/15/anti-i-orto/
4. Сахно В.А. Эйдетическая логика, // «Академия Тринитаризма», М.,Эл № 77-6567, публ.17168, 02.01.2012, http://www.trinitas.ru/rus/doc/0016/001c/00161915.htm
.
Примечания.
{1} http://ru.wikipedia.org/wiki/Начала_Евклида
Я не понимаю, как у вас происходит движение эйдосов?
Эйдосы и не двигаются. Движение присутствует всегда – это условие существование материи – оно предзадано.
Эйдосы выполняют технологическую часть: как должно осуществляться движение развития (диалектика).
Судно двигается. Эйдос управления судном – это «язык» управления. Что должно присутствовать в системе для поддержания курса.
***
Для примера. Двигается ли эйдос числа?:
полагание – число (единица) – ряд – группировки (разряд) – представление,
в своем представлении.
Или двигается ли эйдос в своей операционной динамике:
непрерывное – дискретное – сложение – умножение – возведение в степень.
Вы можете складывать числа:
3+3+3+3=12;
Можете умножать:
3*4=12;
Возводить в степень:
3^4=81
Здесь эйдосы указывают как смотреть на число (ряд, разряды, представление) и как технологически «двигается» число в своем развитии (как происходит диалектика непрерывного и дискретного).
***
Вадим Юрьевич! Я и сам многое не понимаю. Я буквально ТУПО проверяю на фактах и примерах логически. Пока все подтверждается в тех областях где я как-то разбираюсь.
Тогда не понятно где существует эйдос? И если есть пространство его существования, то как, какими процессами, он управляет движением материи.
Для меня, то, что вы описываете, существует реально, но только интерпретация иная связи эйдоса и объекта в нашем мире. Что касается числа, то, скорее всего, первоначально нужно определить его природу. Либо как Лосев, либо как-то по-другому.
Из всех синонимов адекватных эйдосу, ближе всего Метод и Логика, Технология.
Вот где лежит Логика? Или где лежит Метод? А если не было Метода, то с чего бы мы вдруг появились?
Даже неживая материя обладает Логикой. К примеру кристалл. Сколько ни растворяй поваренную соль при выпаривании, или при перенасыщении раствора она будет снова повторять свой Метод сборки. Он «зашит» в структуре элементов как способ соотносится с миром..
Я к тому, что к Методу и Логике, не преминим вопрос «где?». Само «пространство» есть результат эйдоса («Естественный интеллект»).
Что касается числа, то, насколько я помню, Лосев это относил к сфере смысла. Все, что касается числа (да и многое другое) взято у него. Ну вот например из «Диалектических основ математики»:
Я просто адаптирую его к современности! Где Ставшее – это там группировки (разряды) и т.п.:
***
Показать природу (при родах) Единого, подозреваю, вряд ли возможно. Здесь мы проводим просто аналогии свои человеческие.
Единственное, что нам дано это накопить Опыт и строить Знание (опыт Опыта). ИМХО!
Та может быть есть эйдическое пространство, пространство смыслов, о котором я все время пишу, называя его слабой метрикой. Это пространство на котором разворачивается наше мышление в понятиях. А эйдосы – элемены этого пространства.
мой вопрос где, это не пространственный, в смыле протяженности, вопрос.
Если есть результат, то есть и движение. Если есть движение, то есть и пространстов этого движения, но не метрическое.
Я думаю, что вам будет интересно пообщаться с Андреем Никитиным в посте о мышлении как физическом эксперимене