Транзитивный аспект триады

(Размышление)

В силу своего Опыта, основную часть которого в сфере профессионализма занимали системные проблемы (системный администратор), и написан данный текст.  Это попытка посмотреть на триаду как на некий принцип. В философии это было и у Канта и у Гегеля и у А.Ф. Лосева. Но именно это я и не буду делать – анализировать их. Я излагаю свое видение.

***

В восточной философии, в ее практической части – акупунктуре, для диагностики, главным образом,  используются два принципа:

- Ян-Инь (дуальный);

- У-СИН (теория пяти элементов).

Теория У-СИН утверждает, что органы организма располагаются по кругу и между ними существуют тонизирующие и седативные связи. Таким образом, мы получаем пентаду с выраженным кибернетическим аспектом.

Теория У-СИН имеет некое голографическое строение. Мало того, что существуют органы, но и еще референты этих органов взаимоувязано присутствуют на каждом меридиане. Если болезненный орган определен, то приступают к лечению через тройственный принцип, который можно отразить так: «тонизируй слабого, угнетай сильного».

При этом пентаду органов рассматривают через пораженный орган (в центре) и предыдущий и последующий органы. Если пораженный орган «в недостатке» – его тонизируют через предыдущий орган. Если он «в избытке» его угнетают через угнетение последующего. Все это гомологично переносится на соответствующие меридианы.

Вот этот момент, что гармонизация идет на уровне любых триад органов однотипным способом – я называю транзитивным аспектом. Или можно выразиться так: в круговороте движения любому эффекту нечто предшествует, и нечто за этим эффектом стоит.

***

В западной философии конфигурация пентады появилась в связи с признания эйдоса принципом любого формообразования. Но это уже был не прототип кибернетики, а прототип гармонии космоса в его развитии (эволюции). Термин пентада часто упоминает А.Ф. Лосев. Но принципом замкнутого движения эйдос не понимался. Более того Прокл говорит об эйдосе как о пяти ипостасях.

В процессе изучения эйдоса в его некой эзотерической геометрии, завязанной на пентаду, выяснилось кумулятивный  аспект развития, который попытаюсь изложить.

Наращивание размерности в эйдосе происходит по следующей схеме (эйдетическая логика):

1/Т -  L – 1/Т -  L – 1/Т

{ Динамика материальной точки классический пример:

dm/dt – mV – m(dV/dt) – mVV/2 –  mV(dV/dt)}

То есть, это можно представить некими тремя инверсными условными поочередными операторами:

(1/Т -  L – 1/Т) -  L – 1/Т =  1/Т -  (L – 1/Т -  L) – 1/Т =  1/Т -  L – (1/Т -  L – 1/Т)

Геометрически это подобно трем треугольникам, которые осуществляют действенный цикл эйдоса. Вот типичная картинка для категорического эйдоса А.Ф. Лосева:

При таком подходе есть трудности представления транзитивную триаду (а может основополагающую?) представить формализованными операторами. Известно, что внутренние связи по своей пролонгации равноценны оператору эквивалентности, а внешние связи – некому инвертору.

Самое, что интересное, что если выстроить группировки так:

(1/Т -  L – 1/Т)  (L – 1/Т -  L)  (1/Т -  L – 1/Т),

то в них явно прослеживается «идеология» инвертирования. Но мы не забываем, что это именно операторы добавления. То есть в эйдосе динамики материальной точки:

dm/dt – mV – m(dV/dt) – mVV/2 –  mV(dV/dt)

идет кумулятивное наращивание размерности до конечной:

(T-1 – LT-1 -  L1T-2)

T-1 – (LT-1 -  L1T-2 – L2T-2)

T-1 – LT-1 -  (L1T-2 – L2T-2 – L2T-3)

Как  эйдос,   так и триада описываются через семантику, поскольку имеется налицо скачок размерности между статусами. Это форма  Языка в моем представлении.

Покажем на примерах как работает «тройка со сдвигом»:

I. Эйдоса линейных геометрических  форм:

точка – линия – угол – плоская фигура – объемная фигура.

Активный фактор – направление; пассивный – длина:

- точка позволяет двигаться в любом направлении;

- точка   позволяет построить линию;

1)  Линия и точка  позволяют строить угол (точка – линия – угол)

2)  Линия и угол позволяют строить плоскую фигуру (линия – угол – плоская фигура)

3) Угол  и плоские фигуры позволяют строить объемные фигуры (угол – плоские фигуры – объемные фигуры)

Вывод: Еще В.В. Налимов писал, что триада обладает ссылочной целостью, поскольку двумя можно определить третье. В данном случае идет кумулятивный сдвиг в развитии.

Как обозначить функциальную триаду -  для эйдоса  не суть важно.

Еще пример более сложный:

II. Эйдос эйдетической логики:

идентификация – эквивалентность – логический выбор – структуризация – композиция.

- идентификация позволяет работать с атрибутами, свойствами и т.п.  любого объекта («в начале было слово»);

- эквивалентность позволяет присваивать (записывать)  атрибут, свойство  любому объекту;

1)  Идентификаторы и эквивалентность позволяют создать Логический Выбор.

2)  Эквивалентность и Логический выбор позволяют строить Структуры (кортежи, списки, таблицы, фреймы..)

3) Логический Выбор и Структуры позволяют организовывать Композиции.

III. Еще пример:

Эйдос  динамики материальной точки:

dm/dt – mV – m(dV/dt) – mVV/2 –  mV(dV/dt)

- подвижность – есть способ реализации активного начала (времени), в обычае – закон сохранения массы;

- инерционность (импульса) способ проявления пассивного фактора;

1) Подвижность и инерционность создают силу (ускорение).

2) Инерционность и сила создают энергию (инерция как бы аккумулирует то, что задает сила);.

3) Сила и энергия создают мощность (передачи).

Хочу подчеркнуть, при сдвиге триадами предыдущие никуда не деваются – они «накапливаются» в следующих. Мы представляем, что такое время, но когда говорим о скорости, оно уже нам не нужно…

*****

Как семантически (какими символами) расставить триаду кумулятивного действия – не знаю. Мне ближе примерно вот так в некой операторной форме (в скобках):

- источник (*T-1) – сущее (*L) – метаморфоза (*T-1 ) ; (T-1 – LT-1 -  L1T-2) ;

- источник – сущее  – метаморфоза  – (сущее(*L)  (метаморфозы));    T-1 – (LT-1 -  L1T-2 – L2T-2) ;

- источник – сущее – метаморфоза  -  (сущее(*L)  (метаморфозы))-

(источник(*T-1) (сущее(*L)  (метаморфозы)) )   ;

Коряво конечно, но размерность сохраняется.

То есть получается такая схема:

источник   – сущее   – метаморфоза – сущее -  источник.

Получилась инверсия операторов относительно  центра. То есть Объекту движения по эйдосу (точке, логическому объекту, точечной массе)  последовательно присваиваются операторы триады в прямом и в инверсном порядке. Такая непонятная картина получается потому, что мы инструментарий (триаду) применяем несоответствующую ей масштабному организационному инварианту.

Левая часть символизирует античное «одно» (индивидуальное). Правая часть символизирует «многое» (коллективное). Гармония в первую очередь ложится на метаморфозу (становление). Но сама кумулятивность в такой символике не видна – издержки интерпретации. Символически можно  и так отразить:

источник   – сущее   – метаморфоза  - сущее (сущего) -  источник (сущего сущего).

*****

Можно конечно экспериментировать и искать смысл в триаде. Только почему-то А.Ф. Лосев именно так сказал: «Эйдос это смысл». Но и триада обладает смыслом,  только этот смысл  носит транзитивный аспект в системном плане.

Лично я в триаде вижу, прежде всего, человеческий смысл преемственности: у каждого есть родители, у многих есть дети и все мы в какой-то цепочке… От того, насколько каждое «звено» добропорядочно проявляет себя,  зависит и вся цепь… и в этом плане триада над всем остальным.


Запись опубликована в рубрике Онтология, эйдос с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Подписаться на комментарии к записи

1 комментарий: Транзитивный аспект триады

  1. 1) Идентификаторы и эквивалентность позволяют создать Логический Выбор.

    очень точно. Вот этим сейчас и занимаемся в аксиоматике Троицы.

    Цитировать

Добавить комментарий