Логика триединства. Аристотель, Платон, Гегель

Заметка написана как размышление над монографией Е.Г. Драгалина-Черная «Неформальные заметки о логической форме» и рецензиях не нее «Видеозапись мастер-класса «Четыре рецензии и одна книга: проблема экспертного консенсуса»».  У автора монографии верхний уровень – разделы, более низкий главы и подглавы. Первый раздел обозначен: РАЗДЕЛ 1. Субстанциальная формальность. Поскольку, в моих статьях, есть довольно четкое отношение к субстанциях («Эйдос. Субстанции пассивности и активности»), то тема формализма заинтересовала…

***

Самое простое определение субстанции – это «причина самой себя». Иногда под субстанцией понимают материю, что очень плохо с системной точки зрения. Так Декарт был сторонник устройства мира двумя субстанциями (субстанция протяженности и мышления).

С логической точки зрения, это то безусловное, с чего начинается все. Я придерживаюсь в отношении субстанций предположений Декарта – что их две (пассивная и активная). У автора монографии вообще такой мысли нет, поскольку субстанциональный подход она связывает с рассуждениями Аристотеля о материи и форме.

***

Аристотель.

Я проинтерпретирую ход мысли Аристотеля на простом примере. Предположим мы имеем некую вещь, с содержанием медь, железо, свинец, … , и с формой куба, шара, тетраэдра. Говоря современным языком, мы имеем независимые факторы содержания и  независимые факторы формы, объединенные понятием вещь.

Слово «фактор» здесь аналогичен основному понятию в представлении о факторном анализе. Содержание нам не подвластно, а вот форма – да. На этом основании мы можем создать умозрительную схему:

содержание – вещь – форма

На основе этой схемы (помня о логике в контексте парменидовского «тождества» бытия и мышления),  становится понятный такой силлогизм:

металлы электропроводны

медь метал

——————————–

медь электропроводна

Он получается если аспекты схемы заменить суждениями, которые в силлогизме именуются посылками.

Проповедуя эту схему, и ее интерпретации (присущности) Аристотель разработал свою силлогистику. Проблема определения сущности, которая была частью парадигмы устройства мира (онтологии) Аристотелем так и не была решена.

Сам Аристотель свою схему рассматривал в представлении о материи и форме, но не в субстанциальном смысле, как это представлялось последующим философам. Однако субстанциальность в этом выражении есть в скрытой форме, непонятой Аристотелем.

Поясню это на примере. Из меди можно отлить и шар, и кубик. То есть «одно» – медь позволяет создавать формы («многое»). Но вот из медного кубика, мы не сможем сделать свинцовый кубик, обратная операция невозможна. Это положение, которое по своей сути онтологическое, известно логике как правило modus ponens:

«Modus ponens («правило вывода»): если A  и  A → B  — выводимые формулы, то B также выводима.

Правило вывода модус поненс, обычно называемое правилом отделения или гипотетическим силлогизмом, позволяет от утверждения условного высказывания   A→B и утверждения его основания A (антецедента) перейти к утверждению следствия B (консеквента). Например, металлы — проводники тока (если вещество металл, то оно проводник), цинк — металл, значит цинк проводит ток. Обратное утверждение не всегда верно: никель и морская вода проводят ток, но никель — металл, а морская вода не металл. Итого, если из  A следует   B, и  B — истинно, то A может быть как истинно, так и ложно.»

В предыдущей статье, посвященной Аристотелю «Античность. Аристотель. «Целое больше суммы своих частей»» рассказывалось о принципах на которых держится единство частей и целого. Без представления о пассивной и активной субстанций, это сделать затруднительно, но можно сформулировать некое онтологическое правило, которое для логики (как вида гносеологии) можно сформулировать так:

Части отражают собой логический факт симметрии (пространственный принцип как пассивное) представляя содержание, а целое отражает логический факт асимметрии  (временной принцип).

Ясно, что медь как сумма пластичных атомов паритетна (симметрична) к своим частям (содержанию). А вот форма проявления асимметрична, поскольку зависит от того, как части расположены по отношению друг к другу. Эти представления работают как по отношению к косной, так и живой материи.

По своей сути принцип modus ponens как логическая форма проявления отражает онтологию в той универсальной форме о которой я писал ранее в «Эйдос и интеллект» (раздел 2):

диалектикаонтологиягносеологияэпистемологияэмпиризм

Природа логической асимметрии, (или даже той транзитивности в силлогизме, пример выше: проводимость → металл → медь) лежит в глубинном понимании термодинамики Гладышева Г.П.

Еще раз.  Представления  Аристотеля в отношении материи и формы  имеют в своей основе экзистенциальный опыт (вещи). В какой-то мере он отразил принцип «тождества» Парменида. Но это не было ноуменальное мышление.

Аристотелю ставят в заслуги буквенные обозначения. И тут надо проявлять онтологическую осторожность. Дело в том, что современная логика не имеет представления ни об субстанциях, ни о размерности. Покажу на примере. Эйдос частей речи (по Панову М.В.):

прилагательное – существительное – глагол – наречие – деепричастие

Пусть мы имеем простейшее утверждение (в двух первых статусах эйдоса): желанная женщина. Можем ли мы произвольно поменять местами эти слова в эйдосе, сказав: женское желание.  Смысл изменился! Не в каждых утверждениях смысл меняется сильно. Так если возьмем: голубое небо и изменим на небесная голубизна,  то просто не понятно, о чем идет речь.

Однако Драгалина-Черная вслед за Лукасевичем пишет:

«Подлинным аристотелевским силлогизмом является, согласно Лукасевичу, версия формы (5), модифицированная в аутентичном стиле Стагирита и названная в позднейшей мнемонической традиции Barbara:

(6) Если А высказывается обо всяком В

и В высказывается обо всяком С,

то А высказывается обо всяком С

Тут мы встречаемся с тем фактом, что буквенное обозначение утверждений теряет свое содержание атрибутивности (P есть S) на котором держится данная логика.

.

Платон.

Платон, мыслил несколько иначе. Он, прежде всего, определил принцип существования следующим образом («Софист»):

«Ч у ж е з е м е ц. Я утверждаю теперь, что все, обладающее по своей природе способностью либо воздействовать на что-то другое, либо испытывать хоть малейшее воздействие, пусть от чего-то весьма незначительного и только один раз, все это действительно существует. Я даю такое определение существующего: оно есть не что иное, как способность.»

Здесь мы опять встречаем знакомый нам триединый подход, но вот только он явно динамического плана.   Платон обращается не к форме и материи в оппозиции (как делал Аристотель), а двум всеобщим (ортогональным) категориям покоя и движения (усматривая между ними становление), утверждая, что без них все «рухнуло»:

«Ч у ж е з е м е ц.  Быстро, как видно, все рухнуло из-за этого признания и у тех, кто все приводит в движение, и у тех, кто заставляет все, как единое, покоиться, и также у тех, кто связывает существующее с идеями и считает его всегда самому себе тождественным. Ведь все они присоединяют сюда бытие, говоря: одни – что [все] действительно движется, другие же – что оно действительно существует как неподвижное.

Т е э т е т.  Именно так.»

Формально, Платон создает (по своему принципу существования) такую же схемную триаду, как и Аристотель: покой – становление (бытие/небытие) – движение. Но он смотрит на эту триаду не в экзистенциальном виде, на котором зациклился Аристотель, как на вещь, а в холистическом – ноуменальном. Существование (само по себе!) оказывается невозможным без еще двух категорий: тождества и иного.

«Ч у ж е з е м е ц.  В таком случае, не допустим ли мы рядом с тремя видами четвертый: тождественное?

Т е э т е т.  Да, конечно.

Ч у ж е з е м е ц.  Дальше. Не следует ли нам считать иное пятым [видом]? Или должно его и бытие мыслить, как два названия для одного рода?

Т е э т е т.  Возможно.»

У Платона, в центре его логического рассмотрения не вещь, как у Аристотеля, а именно бытие/небытие (становление), как способ совместного существования покоя и движения. Как ни странно, именно за этой слишком замысловатым пониманием онтологии, кроется конкретное представление об эйдосе – технологическом генераторе конструкций бытия и небытия. «Эйдос и есть смысл» напишет А.Ф. Лосев в своем известном произведении «Самое Само».

.

Гегель.

Здесь лучше дать слово википедии:

«Триада в спекулятивной логике Гегеля — это объединение каких-либо двух противоположных понятий и какого-либо третьего понятия, которое опосредует (то есть выражает) внутреннее единство двух противоположных понятий. Примером является триада «бытие — ничто — становление», в которой становление опосредует (то есть выражает) внутреннее единство бытия и ничто. В общем случае, триада имеет вид «понимание — диалектическое суждение — спекулятивное суждение» (англ. Understanding — Dialectical Reason — Speculative Reason).

Триада, вместе со снятием, образует шаг логического процесса в спекулятивной логике (то есть шаг, при повторении которого можно получить все понятия, входящие в спекулятивную логику Гегеля)

Если привести триаду Гегеля к общему формату, то надо написать ее как:

бытие — становление — ничто

где бытие и ничто противоположности. Однако такое написание нарушает «святой» закон преемственности – причинно-следственной связи…

Википедия справедливо указывает, что это спекулятивная логика, т.е. логика умозрительная, далекая от эмпирики, и не имеющая ничего общего ни с экзистенциальными представлениями Аристотеля, ни с ноуменальными представлениями Платона.

Аристотель из своих представлений триединства «извлек» пользу в форме силлогизмов. Платон «извлек» пользу в виде окончательных условий онтологии (существования) – эйдоса.  В моих представлениях,  прошедшая история философии с времен Гегеля показывает, что «извлечь» пользу из его представлений вряд ли удастся.

***

Несомненным достоинством всех трех философов является то, что они пытались отразить законы мира в предельно конвергентной форме. То, что так не хватает в современной философии.


Запись опубликована в рубрике Онтология, логика, эйдос с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Подписаться на комментарии к записи

7 комментариев: Логика триединства. Аристотель, Платон, Гегель

  1. Очень важная тема, Виктор!… Но вспомним Платона: «Не геометр да не войдет». На одних понятиях далеко не продвинемся. Нужно онтологическое (сущностное) по-с-ТРОЕ-ние «эйдоса эйдосов». «Истина должна быть нарисована…» (А.А.Зенкин «Научная контрреволюция в математике»). Вот Егору Федоровичу Гегелю так и не удалось нарисовать свою триаду. Нужна более глубокая диалектика в духе Кузанца – «совпадение противоположностей», «совпадение минимума и максимума», но с учетом всего накопленного знания, современных проблем фундаментального знания и познания в целом в Информационную эпоху: математика с ее «утратой определенности» (М.Клайн «Математика. Утрата определенности»), «неприятностями с физикой» (Ли Смолин «Неприятности с физикой»), «упертость» физики в понимание природы фундаментальных констант, времени, ин-ФОРМА-ции, сознания.

    Цитировать
  2. Мир мысли это совсем не мир речи, но и не мир логики
    Так в средние века в Европе ожесточенно боролись две философские школы – НОМИНАЛИСТОВ и РЕАЛИСТОВ.
    При изображении этой борьбы на первое место ставятся различия в их понимании отношения СОЗНАНИЯ к бытию.
    Для истории развития науки в целом важен тот факт, что номиналисты в своей борьбе опирались на сочинения Аристотеля и его логику, а реалисты на авторитет Платона. С победой номиналистов логика Аристотеля стала основой схоластики, а через нее и всей европейской науки. Ей во многом наука обязана своему стремительному развитию, а человечество тем, что наука дала ему средства к самоуничтожению.
    Совершенное владение логикой и основанной на ней методологией науки стали критерием, по которому человек признается ученым. И сегодня именно это он должен доказать в своей диссертации. В силу авторитета науки логика считается неотъемлемым качеством здравого мышления. Но это отнюдь не так.

    Основы другой методологии, свергающий абсолютизм логического пути познания – это разграничение понятий «рассудок» и «разум».
    Рассудок определяется как способность оперировать готовым знанием, разум – как способность творить новое знание. Рассудок определяет словесно-логический путь познания, разум же дополняет его путем не словесным, алогичным. Второй путь познания в философии именуется «мистическим гнозисом».
    Методом рассудка является рассуждение (дискурсия). Методом разума – полная остановка дискурсии. Именно при этом происходит «озарение» («инсайт»). Проявленное разумом знание дает пищу для деятельности рассудка. Он начинает сверять с помощью основанных на логике рассуждений это проявленное знание с трафаретами уже находящихся в обращении знаний – это называется «доказательством», потом ищет ему практическое применение.
    Момент остановки потока рассуждений – логически оформленной внутренней речи – и есть медитация.

    Цитировать
    • История рассудила Номиналистов и Реалистов по своему во второй половине ХХ-го века: победили Реалисты (Платон) в форме действенного программирования, основанного на эйдосе.
      ***
      Кант (КЧР), который ввел представлении об активном (аутентичном) освоении знания, был конечно же прогрессивен. Но его представления о рассудке и разуме – лишь дань истории. Я к тому, что бы философия была доказательной, она должна быть онтологичной. А онтология она вся почти (ИМХО) в эйдосах Платона. Потому перед философией неподъемная задача – перейти на язык Платона…
      Я же просто пытаюсь понять ход истории…
      Спасибо!
      ИМХО!!!

      Цитировать
  3. «Я к тому, что бы философия была доказательной, она должна быть онтологичной. А онтология она вся почти (ИМХО) в эйдосах Платона. Потому перед философией неподъемная задача – перейти на язык Платона.»

    Виктор! Почему же «неподъемная задача»? Нужно по новому интерпретировать и репрезентировать онтологический «небесный треугольник» Платона в его векторной форме, где два вектора (бивектора) репрезентируют абсолютные состояния материи (абсолютные формы существования) – абсолютный покой (линейное состояние = Континуум) и абсолютное движение (круговое, вихревое =Дискретуум), а третий вектор репрезентирует абсолютное становление (волновое состояние как перенос состояний=ДисКонтинум). У каждого состояния свой ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ ПУТЬ = СМЫСЛ. Смысл есть способ бытия содержания, основание бытия (Гегель). Три симметрично центрированных инварианта «небесного треугольника» дают нам «символ символов» = «эйдос эйдосов» = «идея идей «= «абсолютная идея», который и пытался нарисовать Гегель. На этом «эйдосе эйдосов» и можно подружить Аристотеля и Платона, чистую онтологию «начала вечно сущего» Платона, модифицированную под науку онтологию Аристотеля.
    «Эйдос эйдосов» репрезентирует примордиальную порождающую структуру, триединое пространство «вечно сущего» 9-ти гносеологических измерений, абсолютную систему координат («декартов ящик»= куб + «сфера»=шар+ цилиндр). Что порождает новые структуры, их держит, развивает, трансформирует? Это ноумен — онтологическая (структурная, космическая) память, мера, «душа материи» = аристотелевской энтелехии +нус. Грех философии, что она в свое время предала забвению эйдос и ушла в чистое понятие. Итог — кризис онтологии, породивший «кризис понимания» (К.Копейкин)в фундаментальной науке, общий экзистенциальный кризис… «Повторяем: миропонимание – пространствопонимание» (П.Флоренский)

    Цитировать
    • Владимир:

      «Смысл есть способ бытия содержания, основание бытия (Гегель).»

      Я (Виктор): «Смысл есть эйдос» (Лосев).
      *****
      Ваше определение смысла – вне онтологии! (В этом весь Гегель – «певец» спекулятивности, т.е. вне эмпиричности. Что такое «содержание», что такое «основание бытия» никто сказать не сможет!
      ***

      … два вектора (бивектора) репрезентируют абсолютные состояния материи (абсолютные формы существования) – абсолютный покой (линейное состояние = Континуум) и абсолютное движение (круговое, вихревое =Дискретуум), а третий вектор репрезентирует абсолютное становление (волновое состояние как перенос состояний=ДисКонтинум).

      Платон в «Софист» (эйдос как пять видов сущего) вообще о материи не говорит! Покой и Движение у него – субстанциальные основания бытия. Позже это будет развивать Декарт, Лейбниц, Спиноза. Будет ли Движение линейным или круговым или метаболическим для эйдоса безразлично…
      ***
      Владимир! Ваше слабое место – отсутствие достаточного количества эмпирики. Получите из вашего «небесного треугольника» принцип числа, функции, динамики материальной точки, линейной геометрии и т.д. и я полностью буду ваш «с потрохами»!
      Теоретические воззрения должны конкурировать (Поппер). Задавите меня фактами, примерами применения ваших воззрений и я сдамся с удовольствием!
      А пока, я альтернативу Платону (теории идей и эйдосов) – я не вижу!
      ИМХО!!!

      Цитировать
      • «Ваше определение смысла – вне онтологии! (В этом весь Гегель – «певец» спекулятивности, т.е. вне эмпиричности. Что такое «содержание», что такое «основание бытия» никто сказать не сможет!
        Я (Виктор): «Смысл есть эйдос» (Лосев)»

        Эти определения (Гегель и Лосев)требуют уточнения и репрезентации в математическом символе (эйдосе). У Хайдеггера «Смысл есть в направлении чего-либо…». Т.е. «смысл – вектор». В своей метафизике Уайтхед сделал важный вывод: «Вещь – вектор».А это любая «вещь», в том числе и «мыслящая вещь». Что за «вектор»? Вектор состояний материи. Каких? Безусловных (абсолютных, предельных). Но что «держит». развивает и преобразует материальные структуры, порождает новые и новые формы? Это онтологическая (структурная) память, или энтелехия Аристотеля, «причина причин».

        «Получите из вашего «небесного треугольника» принцип числа, функции, динамики материальной точки, линейной геометрии и т.д.»

        Прежде чем получать «принцип числа» надо сначала «схватить» (понять) природу числа. А это невозможно сделать, не «схватив» примордиальную (изначальную) структуру пространства. «Повторяем: миропонимание – пространствопонимание» (П.Флоренский). А это и помогает сделать онтологический «небесный треугольник», но в современном его прочтении, с учетом всех проблем в философских основаниях фундаментальной науки (математика, физика, космология). Да, у нас разные онтологие «начала», разные » онтологические пространства», но здесь необходим не предвзятый сторонний критический взгляд. К сожалению, такого анализа новых идей в стране никто не проводит. А это задача ИФ РАН. Сегодня в мире идет «большая драка» за новую НКМ Информационной эпохи. Физики и математики вынуждены заниматься метафизикой. Достаточно взглянуть на материалы в журнале «Метафизика» под редакцией д.ф.-м.н. Ю.С.Владимирова. Что касается Вашей статьи – она очень важна, но сегодня надо критически перосмыслить и Платона, и Аристотеля, и Гегеля, и Лосева. Прежде всего требует переосмысления диалектика логоса и эйдоса. Требуется критически переосмыслить вся линия развития философии, математики, физики, космологии.

        Цитировать
      • Прошу прощения. Позволю себе вклиниться.

        Получите из вашего «небесного треугольника» принцип числа, функции, динамики материальной точки, линейной геометрии и т.д. и я полностью буду ваш «с потрохами»!

        Мне представляется, что когда это «получите» случится, его принятие потребует добровольной личной санкции на существенное свое внутреннее преобразование, а это не всегда легко…

        Цитировать

Добавить комментарий