Философский мейнстрим (39)

Тема: интеллект

Автор: сборник статей

Источник: Intelligence – Theories and Applications (Интеллект – теория и практика)

Editors: Rainer M. Holm-Hadulla, Joachim Funke, Michael Wink,

Springer Cham, ISBN – 978-3-031-04198-3, Published: 29 June 2022

Конспект:  (~ 90%)      https://disk.yandex.ru/i/vdqOuYquAMXbNw

Исповедь:

1) Это повод задуматься об интеллектуальности собственных работ и текущих представлений,   поскольку эффект интеллектуальности в основе своей построен не только на инвариантах, но и на принципе возрастания объема знаний, как технологии накопления информативности опыта. Отсюда проистекает большой интерес к работе мозга, который и появился как биологическое «орудие» достижения интеллектуальности.

Во всех случаях использования представлений об интеллекте,  интересен вопрос: достаточно ли императива А.Ф. Лосева – «Эйдос есть смысл», для понимания интеллекта? Да, пока полагаю (ИМХО), достойной альтернативы Платону нет! Есть доводы, которые статистически обладают достаточной «прочностью» в достоверности.

Сейчас, уже в большинстве литературы есть осознание того, что в основе интеллекта присутствует некая нумерологическая многоаспектность. То есть, моно-принцип, за который цеплялась философия в своих отклонениях от мейнстрима, пытаясь найти «первокирпичик», отсутствует как таковой! Об этом «говорит» и классический принцип диалектики (А.Ф. Лосев): «Если есть нечто, есть и иное».

То, что было в философии зафиксировано как некое «противоречие» и есть сущность эйдоса как «два в одном»: сущностьпассивное/активное. Где пассивное и активное – субстанции, а символ «/» – их диалектическое единство.

Через сущность природа как бы предоставляет своим эволюционным конструкциям диапазон решений от пассивного к активному. Например, свойства жидкости могут быть как пассивными (вязкость, клейкость), так и активными (текучесть, летучесть). Этот диапазон сущности и используется природой  в варианте преимуществ активного, как некая аналитичность (3-й статус), и преимуществ пассивного (4-й статус), как синтетичность.

Отсюда становится понятным как растения, с помощью своих «липучек» взбираются вверх. Они используют как разнородность своего строения (аналитичность), так и возможности синтеза состояний (синтетичность). С определенным ассоциативным приближением, эйдос можно представить следующим образом:

(«вход») – (сущность) – (аналитичность) – (синтетичность) – («выход»)

Поскольку эта книга подчеркивает, что математика и другие абстрактные науки способны отразить интеллект, то самое простое объяснение можно получить именно из математики. Так, эйдос числа, проявляет «аналитичность» в третьем статусе, когда раскладывает число в ряд, и «синтетичность», когда группирует их в «квадраты»:

полагание – единица – ряд – группировки – представление

Или, к примеру, в эйдосе динамики «материально точки»:

dm/dt – mv – m(dv/dt)  –  mvv/2 – mv(dv/dt)

здесь сущность - v, а производная (dv/dt) – это «аналитичность», и mvv/2 = ∫vdv отражает собой «синтетичность». И так, в любом эйдосе.

Полиморфизм понятий «аналитичность» и «синтетичность» идет от сущности как:

сущность = пассивное/активное ~ синтетичность/аналитичность.

То есть эйдос, через цикличность своей конфигурации (пентада) алгоритмически осуществляет сборку объекта своего предназначения: число, динамику мат.точки, и т.п.

2) Большинство авторов, конечным итогом интеллекта полагают адаптивность в ее различных формах. А с другой стороны, как они отмечают, понятие интеллекта удаляется все больше от этих представлений в сторону социальных утопий, к которым можно отнести слишком большие ожидания от ИИ.

3) В одной из статей была затронута тема кумулятивности культуры. Таким образом, есть надежда, что кумулятивность, как основной конструктивный принцип эйдоса, со временем станет доступным философии в полном объеме. Сейчас это односторонняя «экзотика».

Заключение.

Сама по себе книга и есть «судья» интеллектуальности общества (если судить по  беспозиционности определения интеллекта), поскольку в ней явно дивергенция (аналитичность) превосходит конвергенцию (синтетичность). Сама же природа стремится к гармонии этих отношений – как здоровью: синтетичность/аналитичность ~ 1.


Запись опубликована в рубрике Онтология, телеология, эйдос с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Подписаться на комментарии к записи

Добавить комментарий