«Эйдос есть смысл»,
Лосев А.Ф. («Философия имени»)
1. Эволюция – шкала реального развития
Интересная публикация была напечатана на образовательном ресурсе «… .edu» в частности «Stanford Encyclopedia of Philosophy»: «Units and Levels of Selection» (единицы и уровни отбора). Среди прочих важных философско-прикладных вопросов был и вопрос об бенефициаре эволюции (2.3 The Beneficiary Question).
Российская википедия определяет бенефициара как выгодополучателя. Вне зависимости от специфики статьи, посвящённой репликаторам и стратегиям эволюции, полагаю, что конечным бенефициаром (убирая «посредников») эволюции в частности, и коэволюции в целом, является технология.
Технологии безразличен предмет ее конструктивности, будет ли это литейное производство, строительство зданий, здоровье индивида или «производство рогатого скота». Ее интеллектуальными «инструментами» служат (в платоновском идеале) как раз-таки эйдосы, где критерий истины уже «зашит» в них как принципиальную возможность осуществить интеллектуальный принцип минимакса или максимина [«Эйдос и интеллект»].
Если мы возьмем, к примеру, эйдос линейной геометрии:
точка – линия – угол – плоская фигура – объемная фигура,
то тот факт, что равносторонний четырехугольник имеет минимакс (квадрат) – сам четырехугольник не «знает» об этом. Для «знания» нужна субъектность, в основе которой цикличность на основе эйдосов [«Онтологические основания субъектности»], где действующими акторами служат субстанции [«Эйдос. Субстанции пассивности и активности»]. Именно цикличность есть основа причинно-следственных связей. (Вода в море «знает», что ей надо испаряться, а та же вода в облаке «знает» как пролиться дождем).
Только цикличность преобразований есть необходимое, но недостаточное условие эволюции, которая является последовательным («линейным») преемственным само-усложнением на основе эйдосов. Поэтому резюмируя, можно сказать, что:
технология и является конечным «выгодополучателем» от эволюции в своем предметном (позиционном) конструировании.
Это положение соединяет любую теорию с практикой ее воплощения. Даже в примитивном смысле менеджмента – уметь считать (арифметика) в конструктивном проектировании любого плана – это эйдос числа и вычислений:
полагание – единица – ряд – группировки (разряда) – представление
непрерывность – дискрет – сложение – умножение – возведение в степень
Это положение (о верховенстве технологий) нужно не мирозданию – оно и так сотворило человечество, а индивидам – для правильной расстановки приоритетов.
.
2. Платон как основатель позиционной онтологии
В обычной ортодоксальной философии Платон квалифицируется как основатель идеалистического направления:
«Принято считать, что Платон является одним из основателей идеалистического направления в мировой философии. Во многих сочинениях философа проводится мысль о том, что бытием в подлинном смысле слова можно назвать только абсолютные сущности, сохраняющие своё бытие безотносительно пространства и времени. Такие абсолютные сущности называются в сочинениях Платона идеями, или эйдосами.»
У Платона много заслуг перед философией, но, пожалуй, наиболее значимая, и до сих пор находящаяся в тени – это позиционная онтология. Его эйдосы оказались не просто абсолютными сущностями, а проекцией технологий Единого в действительности. Те пять видов сущего, о которых он сообщал в диалоге «Софист», синтезируя их из Бытия и Небытия, оказались конструктором, способным ответить в онтологии на вопрос «Как?» (Огурцов А.П.) происходит конструкция Единого в идеале.
{Выражение «позиционная» понимается мною по аналогии с работой программного комплекса, в смысле исполнения программы. Так, в бизнес-программах для того, чтобы посчитать зарплату сотруднику, программе необходимо позиционироваться на нем и его реквизитах конкретно в базе данных. Все вычисления проводятся виртуально (операционно). Хранить можно только результаты (данные). }
Так вот, философия должна тоже уметь позиционироваться в своих методах: где находится импульс, и где энергия (в онтологических координатах)? Пока известен лишь один способ позиционироваться в последующих рассуждениях и вычислениях – эйдос. В этой части между онтологией и технологией существует соответствие.
И это не только, допустим, онтология физических законов типа динамики материальной точки [«Эйдетический язык физики. Сила»]:
dm/dt – mV – m(dV/dt) – mVV/2 – mV(dV/dt)
Или конструктор функций [«Эйдос и теория множеств»]:
операциональность – переменная – операции – функция – композиция функций
Но и выразитель более сложных концептов, в частности, социальных и организационно-производственных [«Синтез эйдосов. Социумные детерминанты»].
3. Онтология или технология?
3.1. Не оспаривая историческую ценность вопросов о Бытие, необходимо напомнить, что еще Парменид полагал, что оно «тождественно» мышлению. Эта «тождественность» имеет человеческую ценность, когда она технологическая. Мы здесь, в этом мире уже «сконструированы». Осталось понять – «Как?».
3.2. Технология, сама по себе, имеет абсолютный характер – конструктивное развитие. Весь негатив (ядерный потенциал и военная техника, к примеру) порождены индивидами исключительно из эгоистических целей, отрицающих технологию как источник жизни. Это дает надежду на возможность изменений в мире.
.
(Декабрь, 2017)