Эйдос. Гомология (информация)

Очередное доказательство организационной «силы» эйдоса, которое проявляется через наблюдения и систематизации ученых.

***

Итак, основные данные, взятые из книги: А.А. Майоров, В.П. Седякин, Общая и теоретическая информатика: учебное пособие. — M.: МИИГАиК, 2017.— 128 с. (выделено мной – В.С.)

«А.И. Ракитов выделяет пять информационных революций. Содержание первой информационной революции составляет распространение и внедрение в деятельность и сознание человека языка. Вторая информационная революция была связана с изобретением письменности, а сущность третьей информационной революции состоит в изобретении книгопечатания. Третья информационная революция отличалась от своих предшественниц тем, что сделала любую информацию, и особенно научные знания, продукцией массового потребления. Четвертая информационная революция состояла в применении электрической аппаратуры и основанных на электричестве аппаратов и приборов для скоростного и предельно массового распространения всех видов информации и знаний. Пятая, последняя, революция включает в себя следующие характеристики: создание сверхскоростных вычислительных устройств — компьютеров (в т.ч. персональных); создание, постоянное наполнение и расширение гигантских автоматизированных баз данных и знаний; создание и быстрый рост трансконтинентальных коммуникационных сетей

Типичное положение, когда активный актор (1/А) занимает первый статус – язык. Такова же типичность второго статуса (сущность эйдоса), когда активная субстанция фиксируясь (П/А), создает локальный интерьер, это – письменность («одно»). Далее, как правило, идет лосевское становление, в нашем случае это внедрение письменности во все сферы жизни.  На четвертом этапе из письменности («одно») возникает благодаря внедрению – «многое», в нашем случае это механизация и компьютеризация письменности. Пятая информационная революция связана с коммуникационными сетями.

язык – письменность – внедрение – компьютеризация – сети

Сложно сказать в какой степени информационные технологии коррелируют с цивилизационными формациями, хотя несомненно, такая корреляция имеется (это можно проследить из работ А.С. Шушарина, «Полилогия современного мира»).

***

Взято из:  Соколов А.В. Философия информации : проф.-мировоззр. учеб. пособие / А.В. Соколов ; С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. – СПб. : СПбГУКИ, 2010. – 368 с.

«Обобщая сказанное, можно сформулировать следующее сущностное определениесемантическая информация—амбивалентный феномен выражающий духовные смыслы в коммуникабельной знаковой форме. В этом определении учтены пять сущностных свойств феномена семантической информации: а) амбивалентность —материально-идеальная природа; б) вторичность (интенциональность) —обусловленность содержания первично данными смыслами «жизненного мира»; в) смысловое (духовное) содержание; г) знаковая форма выражения смыслов; д) возможность использования в социальной коммуникации. Перечисленные свойства взаимосвязаны и взаимообусловлены.»

- первый статус определяет предыдущее содержание или опыт. Поэтому: «в) смысловое (духовное) содержание«;

- второй статус (сущность – «нечто постоянное при любом изменении») есть следущее: «а) амбивалентность — материально-идеальная природа»;

- третий статус, символизирующий становление в оси «одно» – «многое»: «г) знаковая форма выражения смыслов»;

- четвертый статус, символизирующий структурность, «многое»: «б) вторичность (интенциональность) —обусловленность содержания первично данными смыслами «жизненного мира»;

- пятый статус, символизирующий композицию структурности: «возможность использования в социальной коммуникации»

В итоге, получается примерно так:

«идеальное» – амбивалентность – «знаковость» – «мир» – коммутативность

Семантика здесь не проработана, но эйдос очень интересный…

***

Авторы сами выделили пять фаз, я их только упорядочил… . Интересно отметить, что гомологическое соответствие гораздо сильнее, «резче»  в первом случае, на значительном историческом отрезке. Во втором случае,  выразить суть семантики и семиотики через них же самих – гораздо труднее, потому гомологическое соответствие не такое «резкое».

Природа информации – одна из самых  больших проблем как XX, так и XXI-го века.


Запись опубликована в рубрике Онтология, Социум, семиотика, эйдос с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Подписаться на комментарии к записи

Добавить комментарий