Эйдос. «Большая пятерка (психология)»

Развитие науки и техники предоставляет возможность каждому убедиться в непосредственном существовании действительности Платона с его эйдосами и идеями. Все больше ученых (по наитию) формирует свои исследования как бы в формате эйдоса, даже не подозревая об этом.

.

Вот что пишет википедия по этому поводу:

«Большая пятёрка — диспозициональная (от англ. disposition — предрасположенность) модель личности человека. Продолжает линию исследований, начатую Г. ОлпортомГ. Айзенком и Р. Кэттелом, предполагавшими, что личность характеризует меру индивидуальных различий человека в степени и форме адаптации к социальной среде с учетом биологических свойств индивида.

В соответствии с названием, модель предполагает, что личность человека включает в себя пять общих и относительно независимых черт (диспозиций):

Модель выводится эмпирически, с использованием данных самоотчетов (вопросники, шкалы прилагательных), экспертных оценок (внешних наблюдателей за поведением) и данных поведенческих, получаемых в рамках исследований. Основным статистическим средством извлечения модели является эксплораторный факторный анализ. Таким образом, в эмпирических исследованиях 5 черт чаще всего предстают в виде сравнительно автономных факторов.»

Тут особо важно то, что использовался факторный анализ эмпирических фактов. С точки зрения эйдоса, такой набор факторов в эйдетической форме выглядит следующим образом:

открытость опыту – доброжелательность – нейротизм – добросовестность  – экстраверсия

Все полностью соответствует «идеологии» эйдоса:

- есть «вход» – открытость опыту;

- есть «выход» – экстраверсия;

- есть сущность эйдоса – доброжелательность;

- есть лосевское становление – нейротизм, через который личность меняет свою доброжелательность к иному;

- есть добросовестность (сознательность), которая предполагает структурирование сущности по отношению к «входному» опыту, в конечном итоге проявляясь в экстраверсии.

Для лиц гуманитарной направленности тут большое поле для размышления…

***

Собственно, желание написать заметку возникло в связи с одной статьей в зарубежной прессе – «One Big Misconception About Consciousness – Christof Koch». Свой концепт относительно сознания, Кох объясняет несогласием с информационным представлением в трудах Шеннона. Он выдвигает следующий тезис:

«Information Theory misses a critical aspect of consciousness»

(Теория информации упускает существенные аспекты сознания – В.С.)

В свете философской «борьбы» за основной принцип философии – самоподобия, интересны те аксиомы, которые выдвигает Кох в основу своих мировоззрений. Они «до боли» напоминают «идеологию» платоновского эйдоса. Ниже даны эти аксиомы и их технический перевод:

Axioms and postulates of integrated information theory

5 axioms / essential properties of experience of consciousness that are foundation to IIT – the intent is to capture the essential aspects of all conscious experience. Each axiom should apply to every possible experience.

  • Intrinsic existence: Consciousness exists: each experience is actual—indeed, that my experience here and now exists (it is real) is the only fact I can be sure of immediately and absolutely. Moreover, my experience exists from its own intrinsicperspective, independent of external observers (it is intrinsically real or actual).
  • Composition: Consciousness is structured: each experience is composed of multiple phenomenological distinctions, elementary or higher-order. For example, within one experience I may distinguish a book, a blue color, a blue book, the left side, a blue book on the left, and so on.
  • Information: Consciousness is specific: each experience is the particular way it is—being composed of a specific set of specific phenomenal distinctions—thereby differing from other possible experiences (differentiation). For example, an experience may include phenomenal distinctions specifying a large number of spatial locations, several positive concepts, such as a bedroom (as opposed to no bedroom), a bed (as opposed to no bed), a book (as opposed to no book), a blue color (as opposed to no blue), higher-order “bindings” of first-order distinctions, such as a blue book (as opposed to no blue book), as well as many negative concepts, such as no bird (as opposed to a bird), no bicycle (as opposed to a bicycle), no bush (as opposed to a bush), and so on. Similarly, an experience of pure darkness and silence is the particular way it is—it has the specific quality it has (no bedroom, no bed, no book, no blue, nor any other object, color, sound, thought, and so on). And being that way, it necessarily differs from a large number of alternative experiences I could have had but I am not actually having.
  • Integration: Consciousness is unified: each experience is irreducible to non-interdependent, disjoint subsets of phenomenal distinctions. Thus, I experience a whole visual scene, not the left side of the visual field independent of the right side (and vice versa). For example, the experience of seeing the word “BECAUSE” written in the middle of a blank page is irreducible to an experience of seeing “BE” on the left plus an experience of seeing “CAUSE” on the right. Similarly, seeing a blue book is irreducible to seeing a book without the color blue, plus the color blue without the book.
  • Exclusion: Consciousness is definite, in content and spatio-temporal grain: each experience has the set of phenomenal distinctions it has, neither less (a subset) nor more (a superset), and it flows at the speed it flows, neither faster nor slower. For example, the experience I am having is of seeing a body on a bed in a bedroom, a bookcase with books, one of which is a blue book, but I am not having an experience with less content—say, one lacking the phenomenal distinction blue/not blue, or colored/not colored; or with more content—say, one endowed with the additional phenomenal distinction high/low blood pressure. Moreover, my experience flows at a particular speed—each experience encompassing say a hundred milliseconds or so—but I am not having an experience that encompasses just a few milliseconds or instead minutes or hours.
Аксиомы и постулаты теории интегрированной информации

5 аксиом / существенных свойств опыта сознания, которые являются основой для ИИТ – цель состоит в том, чтобы зафиксировать существенные аспекты всего осознанного опыта. Каждая аксиома должна применяться ко всему возможному опыту.

  • Внутреннее существование: существует Сознание : каждый опыт является реальным, потому что мой опыт здесь и сейчас существует (это реально) является единственным фактом, который я могу быть уверен в немедленном и абсолютном. Более того, мой опыт существует с его собственной внутренней точки зрения, независимой от внешних наблюдателей (он по сути является реальным или фактическим).
  • Состав: Сознание структурировано : каждый опыт состоит из множества феноменологических различий , элементарных или высших порядков. Например, в течение одного опыта я могу различать книгу, синий цвет, синюю книгу, левую сторону, синюю книгу слева и т. Д.
  • Информация: Осознание специфично : каждый опыт – это особый способ – он состоит из определенного набора конкретных феноменальных различий, тем самым отличающихся от других возможных переживаний ( дифференциация). Например, опыт может включать феноменальные различия, определяющие большое количество пространственных местоположений, несколько положительных концепций, таких как спальня (в отличие от спальни), кровать (в отличие от кровати), книга (в отличие от нет Книга), синий цвет (в отличие от голубого), «привязки» более высокого порядка от различий первого порядка, такие как синяя книга (в отличие от синей книги), а также многие негативные понятия, такие как нет Птица (в отличие от птицы), велосипед (в отличие от велосипеда), не куст (в отличие от куста) и т. Д. Точно так же опыт чистой тьмы и тишины – это особый способ – он имеет особое качество (нет спальни, ни кровати, ни книги, ни синей, ни каких-либо других объектов, цвета, звука, мысли и т. Д.) ). И, будучи таким образом,
  • Интеграция: Сознание унифицировано : каждый опыт неприводим к не взаимозависимым, непересекающимся подмножествам феноменальных различий. Таким образом, я испытываю целую визуальную сцену, а не левую сторону поля зрения, независимую от правой стороны (и наоборот). Например, опыт видеть слово «BECAUSE», написанное в середине пустой страницы, неприемлемо для того, чтобы увидеть «BE» слева плюс опыт видеть «ПРИЧИНА» справа. Точно так же видеть синюю книгу невозможно, чтобы увидеть книгу без синего цвета, плюс синий цвет без книги.
  • Эксклюзивность: сознание определенно, По содержанию и пространственно-временному зерну: каждый опыт имеет множество феноменальных различий, которые он имеет, ни меньше (подмножество), ни больше (надмножество), и он течет со скоростью, с которой он течет, ни быстрее, ни медленнее. Например, опыт, который я испытываю, – это увидеть тело на кровати в спальне, книжный шкаф с книгами, один из которых – синяя книга, но у меня нет опыта с меньшим количеством контента – скажем, без недостатка феноменального Различие синее / не голубое или цветное / не окрашенное; Или с большим количеством контента, например, с дополнительным феноменальным различием высокого / низкого кровяного давления. Более того, мой опыт протекает с определенной скоростью – каждый опыт охватывает примерно миллисекунды или около того – но у меня нет опыта, который охватывает всего несколько миллисекунд или вместо минут или часов.

Семантически «сжать» эти аксиомы до эйдетической репрезентации довольно трудно, поэтому просто выделю пять позиций, по дальней аналогии с числом, где сущность единица (второй статус любого эйдоса). С таким же успехом можно было взять любой эйдос, поскольку все они воплощают конструктивную ось «одно» – «многое»:

полагание – единица – ряд – группировки (разряда) – представление

«Сжатие» (грубое) аксиом до эйдетического формата:

– (1) внутренние источники («вход»);

– (2) «единицы» сознания (сущности) ;

– (3) возможность выбора «единиц» (информация);

– (4) структуризация «единиц» как «целое» (интеграция);

– (5) возможность композиции (эксклюзив) как пространственно-временных «гранул» («выход»).

.

Самое главное, в этом (очень доказательном) концепте для меня – что предел наших познаний и фактическая онтология всегда замыкается на структуризацию. Начиная от числа и заканчивая сознанием…

Принцип самоподобия предполагает не только диалектику по А.Ф. Лосеву как «логос об эйдосе», но и принципиальную возможность доказательной базы через механизмы самоподобия (соответствия, изоморфизмы, гомологии, …).

***

Дополнительная литература.

Статьи на сайте АТ

Персональный блог


Запись опубликована в рубрике Онтология, Социум, эйдос с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Подписаться на комментарии к записи

Добавить комментарий