Тема: философия и антропология
Авторы (редакторы): Edited by Nils Bubandt and Thomas Schwarz Wentzer
Источник: Philosophy on Fieldwork: Case Studies in Anthropological Analysis (Философия полевой работы: Тематические исследования в области антропологического анализа)
Routledge, © 2023, 504 p.; ISBN: 978-1-003-08625-3 (ebk)
Конспект: (~ 80%) https://disk.yandex.ru/i/3z1IMmm56zzPVA
Исповедь:
Это 27 статей, посвященные «скрещиванию» философии и антропологии. Не всегда это антропология в чистом виде:
«Антропология (от др.-греч. ἄνθρωπος — человек и λόγος — наука) — совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах.»,
подчас это этнография, и тому подобное.
Первая статья, которую редакторы назвали «Философия полевой работы: Анализ как бифокальное чудо» характеризует именно двойственный (бифокальный) подход к оценке антропологических работ. Каждая работа рассматривается как с позиции антропологии (уникальность), так и с позиции какого либо философа (универсальность).
Надо заметить, что в «линейке» философов участвуют как известные всем имена, так и совсем малоизвестные. Такой же «разрыв» в тематике исследований. Но данный труд создавался именно для выработки мышления «анализа» у учеников. Т.е. найти адекватную гипотезу объяснения.
Прочитав данный труд, можно буквально прочувствовать, что жизнь всегда полна проблем, на которые индивиды находят свои решения, закрепленные в том или ином культурном частном коде, ритуалах, поведении и т.п. А философия – это общий подход к знаниям о решении проблем как «любовь к мудрости».
***
Как мне представляется, данный сборник свою задачу не выполнил, поскольку в большинстве своем статьи носят дивергентный характер. А мудрость философии на данном историческом этапе, как раз-таки в конвергенции (конвергенция/дивергенция ~ 1). Надо сказать, что редакторы сборника прекрасно себе отдают отчёт в той двойственности с которой они имеют дело:
«Работа познания и аффективного прозрения разделяется на концептуальную и эмпирическую.»
Где концептуальное познание больше связана с философией, а эмпирическое с антропологией. И вот тут-то возникли проблемы сборника, что концептуальные позиции философов, порой особо выделить и обозначить весьма трудно:
«Наш план по созданию глав о Бруно Латуре, Эммануэле Левинасе, Юргене Хабермасе, Анри Бергсоне и Эммануэле Тарде потерпел неудачу по тем же причинам.»
Что касается разнообразных философских направлений, то редакторы отмечают, что ближе всего к антропологии оказались семиотика (Пирс), перформатизм (Остин) феноменология (Гуссерль). Но состав интересов антропологов к философии довольно широкий.
Заключение
Предполагаю на этой работе закончить серию «мейнстрима философии», поскольку в своей совокупности – это все анализ. Можно ли будет из него выжать адекватный синтез (синтез/анализ ~ 1), покажет будущее.