Онтология. Феномен сферы (планет)

Почему планеты именно шарообразные? Хотя житейски нам ближе прямоугольная система координат, в которой, к примеру, мы строим жилье?

Если исходить из эйдетических концепций, то прямая – это выражения концепта субстанции пассивное (локализация, точку можно определить однозначно, принцип статичности, линейная декартовские координаты, явное). А кривая – активное (глобализация, нет понятия точки, а только фазовые изменения, принцип динамичности, угловая система координат Эйлера, неявное).

С эйдетических позиций,  когда читаешь труды  Эйнштейна по  ОТО, то его 4-х мерные тензоры и его сигнатура (x,y,z,ct) не вкладываются в данную парадигму (которой ближе представления Р. Бартини – П. Кузнецова). Но в чем-то он был сермяжно прав. Кривизна (материи) меняет онтологический характер текущих процессов… и в этом замешана масса…

Прямая порождает  пять платоновских тел (локализация). А вот дифференциальная кривизна порождает (по мне – «Эйдос. Уникальность тороида«) только одну фигуру – тороид… (но не тор!). Тороид – это вечный трек…

*

Но откуда тогда появились планеты (шар)?

Планеты – это феномен «многое». В наших организмах, известно,  более триллиона клеток. А сколько «клеток» – атомов, молекул в планете? То есть, если взять нашу планету Земля,  то она «одушевлена» темпоральностью за счет наличия кривизны ее поверхности, составленной из «клеток» («одно»).

У Вернадского и других появилась идеи сферических слоев: биосфера, ноосфера…

*

С точки зрения философии (которая ищет всеобъемлющие законы, а не рассуждения «по понятиям») образование диалектических сфер: геосфера, биосфера, ноосфера… – это стык линейного (в локальной области нашего существования) и кривизны (темпоральность планеты) – чем мы и пользуемся…

Печуркин Н.С. («Энергия и жизнь») правильно заметил, что основой жизни (в широком понимании в т.ч. гео-жизни, био-жизни) стали автоколебательные процессы. Как по мне – они компромисс между пассивным и активным. Не зря синусоидальные колебания называют гармоничными – в этом колоссальный смысл…

*

С точки зрения платоновской онтологии («Софист»), феномен жизни возможен как компромисс между субстанциями пассивной (платоновский покой) и активным (движение). Иными словами, цикличность позволила развиваться как вещественной материи, так и семиотической (материя – эйдетический продукт пассивного и активного) на оси «одно» – «многое». Вообще, цикличность – способ быть , по Платону – возможность покоя и движения:

«Ч у ж е з е м е ц.  И ради Зевса, дадим ли мы себя легко убедить в том, что движение, жизнь, душа и разум не причастны совершенному бытию и что бытие не живет и не мыслит, но возвышенное и чистое, не имея ума, стоит неподвижно в покое?

Т е э т е т.  Мы допустили бы, чужеземец, поистине чудовищное утверждение!»

«Ч у ж е з е м е ц. Таким образом, философу, который все это очень высоко ценит, как кажется, необходимо вследствие этого не соглашаться с признающими одну или много идей, будто все пребывает в покое, и совершенно не слушать тех, кто, напротив, приписывает бытию всяческое движение, но надо, подражая мечте детей, чтобы все неподвижное двигалось, признать бытие и все и движущимся и покоящимся.»

*

Я во многом согласен с идеями Ю.Н. Иванов («Ритмодинамика»), где он связывает гравитационное притяжение с эффектом «частотного спуска» (изменения частоты). То есть  кривизна (сама по себе) создает эффект «времени» (правильнее сказать – феномен семиотической материи, поскольку чистой субстанции не бывает (это логический постулат) .

Именно материя и вещественная, и семиотическая структурируется эйдосом (из пассивного и активного), а не в отдельности «пространство» или «время» – научные артефакты. Организационную основу вещественной материи более составляет паритет частей (симметрия – безразличие перестановок).  Для семиотической материи – иерархия движений (асимметрия – неравнозначности перестановок).

Мы строим дома и живем бытовой жизнью на плоскости…  Глупо считать такое положение противоречием с шарообразностью планеты. Пассивное и активное в своем взаимном «центре» создают жизнь. Тут уместна идея Сергея Ивановича Сухонос «Масштабная Гармония Вселенной». Это орто-творчество взаимная дополнительность акторов: пассивного и активного.

*

(Не окончательный вариант – 2017/06/17)


Запись опубликована в рубрике Онтология, эйдос с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Подписаться на комментарии к записи

Добавить комментарий