Сами по себе эйдосы, если их анализировать как некий объект, служат интересным источником для философских размышлений. Представим 3+1 эйдоса и зададимся целью выявить в них некие критические отличия (в отношении четвертого).
Эйдос числа:
полагание – единица – ряд – группировки – представление (1)
Эйдос линейной геометрии:
точка – линия – угол – плоская фигура – объемная фигура (2)
Эйдос эйдетической логики:
идентификация – эквивалентность – логический выбор – структурирование - композиция (3)
И отдельно эйдос динамики материальной точки:
dm/dt – mv – m(dv/dt) – mv2/2 – mv(dv/dt) (4)
.
Чем же отличается эйдос динамики материальной точки от остальных эйдосов? Это отличи в том, что все третьи статусы первых трех эйдосов периодичны.
Действительно, ряд достигает своего ограничения - десяти, и начинается заново – одиннадцать, двенадцать…. двадцать один, двадцать два…
Угол ограничен 360-ю градусами, потом начинается снова…
Логический выбор предлагает каждый раз сделать выбор исключительно из двух вариантов, потом снова то же самое… Во всех трех случаях третий статус, лосевское становление, имеет конкретную периодичность.
А вот ускорение силы - m(dv/dt), в динамике материальной точке такой периодичности не содержит (неизвестно где это ускорение заканчивается). В чем дело?
.
Тут уместно напомнить, что в начале 20-го века, при исследовании микромира всех поразил корпускулярно-волновой дуализм. Частицы вели себя и как корпускулы и как волна. Позже выяснилось, что совместно эти эффекты в эксперименте увидеть невозможно. Их можно совместить только умозрительно (ноуменально)…
.
Рассмотрим умозрительно столкновение двух бильярдных шаров. Для решения этой задачи в физике, записывают законы сохранения импульса и энергии до столкновения и после в соответствии (4).
∑mVдо = ∑mVпосле ; ∑mV2до = ∑mV2после
Весь же механизм столкновения, в котором физически участвует и эйдос упругости остается как бы «за кадром» . Однако исследование столкновений под быстрой видио-камерой показывает, что столкновение шаров происходит с некой задержкой, необходимой для релаксирования шаров при передачи субстанции активности, в связи с наличием у них упругости.
В случае равной массы шаров, двигающийся шар, при столкновении останавливается, и полностью передает субстанцию активности другому шару. В зависимости от соотношения масс и шаров, могут быть разные результаты.
Для нас важно, в этой умозрительной картине, понять, что шары (как упругость) и их скорость в столкновении имеют имеют собственные колебательные характеристики (конечный период). Вне этого периода, перераспределение между кинетической и упругими энергиями произойти не могут! Другими словами, формула для силы Ньютона (без границ периодичности) - m(dv/dt), возникла из макро-наблюдений субъекта.
Когда же мы чертим, к примеру квадрат на листе бумаги, или даже просто сделав оборот телом и вернувшись к исходному состоянию, мы обнаруживаем из экзистенциального опыта, что свойство нашего конструктивного пространства включают 360 градусов (смотрите «Сохранение субстанции в геометрии«). Это к тому, что «смотреть» инструментально на столкновение шаров (и моделировать) мы можем только извне.
.
Вывод.
1. Эйдос по своей онтологической структуре (как пентада), по-видимому, инвариантен к событиям макро- и микро-масштаба. В работе «Эйдетический язык физики. Сила» было отмечено о возникающих противоречиях использования социального, а не физического (собственного) времени:
«6. Возьмем, к примеру, бильярдный шарик. Его скорость определяется по простой формуле v=s/t (s - протяженность, t - время). И тогда (математически!), чем за меньший период времени проходит путь в 1 метр этот шарик, тем больше скорость! Чем больше в шарике активного фактора, тем меньше промежуток времени (активность)? – Нонсенс!»
2. Хотелось собственно отметить, что, по видимому, инструментальная «точка зрения» субъекта имеет принципиальное значение. И не только в физике. Достаточно вспомнить развитие биологии – как много изменилось с переводом «точки зрения» с фенотипа на генотип.
3. Мы знаем о существовании законов пространственных преобразования Лоренца. Вполне возможно, что это частный случай более существенных онтологических инвариантов.