Экзистенциальность и онтология в школьном образовании (IV)

(IV – часть)

Сможем ли мы в своих ощущениях отказаться от вкуса сладости? Или от ощущения теплоты и холода? – Навряд ли! Избавится от жизненного чувствования вряд ли возможно. Ощущение сладости и вообще вкуса – это эволюционные аспекты. Против них возражать – себе дороже. Надо отчетливо понимать – мы дети эволюции, а не наоборот.

.

Но точно так же эволюционно человек взаимодействовал с объектами окружения имеющими вес, ощущая тяжесть. Толкая автомобиль, мы чувствуем его «сопротивление» нам. Это «сопротивление» нам  при воздействии назвали инерционностью. Википедия:

«Инерция (от лат. inertia — бездеятельность, косность, синоним: инертность.) — свойство тел оставаться в некоторых  системах отсчёта в состоянии покоя или равномерного прямолинейного движения в отсутствии или при взаимной компенсации внешних воздействий

.

Чуть ниже Википедия дает определение инерциальным системам отсчета:

.

«Существование инерциальных систем отсчета в классической механике постулируется Первым законом Ньютона, который также называется Законом инерции. Его классическую формулировку дал Ньютон в своей книге «Математические начала натуральной философии»:

Всякое тело продолжает удерживаться в состоянии покоя или равномерного и прямолинейного движения, пока и поскольку оно не понуждается приложенными силами изменить это состояние.»

.

Уже на этом этапе мы наблюдаем (так любимую официальной наукой) тавтологию, когда инерционность определяется через свойства системы отсчета — это «свойство тел оставаться в некоторых  системах отсчёта в состоянии покоя». А инерциальные системы отсчета определяются  через инерцию, что «Всякое тело продолжает удерживаться в состоянии покоя или равномерного и прямолинейного движения». Круг замкнулся…

***

{Для меня, в личной жизни, самым сильным потрясением в социальном плане – была гибель жителей Донбасса. Возможно это потому, что это рядом с Ростовом-на-Дону, где я проживаю. Возможно потому, что часто ездил туда, работая в геологии по делам. Это заставляет задуматься о воспитании.  Я убираю все свои (экзистенциональные) эмоциональности…}

.

У  А.Ф. Лосева в его произведении «Самое Само» в главе, названной «Смысл», есть такой раздел: «3. ПЕРВАЯ УСТАНОВКА: СМЫСЛ ЕСТЬ РАЗЛИЧИЕ И ТОЖДЕСТВО». Уже в конце этого произведения А.Ф. Лосев, подчеркивая важность структурных представлений, пишет: «…эйдос есть первая структура смысла вообще, …». А чуть дальше пишет буквально императив: «Эйдос и есть смысл».

По анализу данного (и других) произведений был составлен категориальный эйдос Лосева:

различие – тождество – становление – ставшее – проявление

Поскольку эйдос это фундаментальная онтология (устройство мира), то данный эйдос в некой исторической парадигме обозначает «эволюционные» ступени общества. И возвращаясь к событиям Донбасса, можно сказать, что в интеллекте общества различие превалирует над тождеством.

Для меня, этот факт – логический вывод. Не буду распространять это на весь мир, на религиозные войны – нет у меня соответствующего опыта. А вот в логической части  общеобразовательного процесса диагноз поставить могу – отсутствие воспитания ассоциативного мышления! Можно сказать и так, что анализ преобладает над синтезом (механизмы различия над тождеством).

***

Так как ответить на вопрос что такое инерция в эйдетическом представлении?

Прежде чем ответить на этот вопрос, я выпишу 3-и эйдоса: числа, линейной геометрии, динамики материальной точки:

полагание – единица – ряд – группировки (разряда) – представление

точка – линия – угол – плоская фигура – объемная фигура

dm/dt – mv – m(dv/dt)  –  mv2/2 – mv(dv/dt)

Скажите, от того что я буду строить ряд (1, 2, 3, …) что-нибудь с единицей произойдет? –Нет! Не произойдет с единицей ничего опять же если буду строить разряды – десять, двадцать, … сто, двести, … тысяча… Что бы я не «вытворял» с эйдосом числа, единица останется неизменной. Можно даже метафорически сказать, что она «сопротивляется» моим «измывательствам» над эйдосом числа.

.

Ничего не случится с линией, когда мы будем строить угол 30, 60, 90 градусов. Или вообще любой!

Вот это свойство второго статуса в любом эйдосе оставаться самим собой было названо, по традиции с классической философией, сущностью.

Сущность – нечто постоянное при любом изменении.

Точно также, второй статус динамики материальной точки (импульс – mv), тоже является сущностью данного эйдоса. И тоже «сопротивляется» (уже и на чувственном уровне) своему изменению. Будь масса больше или меньше, или скорость больше или меньше – первый закон Ньютона от этого не меняется.

То есть онтологическое (по устройству мира) объяснение инерционности динамики материальной точки – она сущность своего эйдоса.

***

Осталось разобрать еще одно лукавство нашей официальной науки. Имею ввиду фразу «в отсутствии или при взаимной компенсации внешних воздействий».  Если мы пройдем по ссылке  воздействий, то попадем в определении силы. В том числе и ньютоновской – d(mv)/dt.

В эйдосе динамики материальной точки (выше), сила стоит после импульса. И в соответствии с онтологией в эйдетическом представлении сила не может вызывать изменение импульса «через назад», поскольку технология эйдоса, как события, всегда преемственна и двигается от «входа» эйдоса к его «выходу». В данном месте классическая физика запуталась окончательно и бесповоротно!

Классическая физика тут однозначна – над импульсом производятся действия – «прилагается сила». Вот в чем секрет этой фразы: «в отсутствии или при взаимной компенсации внешних воздействий». Т.е. не трогай (силой) материальную точку она и будет оставаться без движения или с постоянной скоростью и направлением.

.

На самом же деле, с онтологических позиций, это Язык Единого, который в данном случае говорит нам о том, что при внешнем воздействии dm/dt задействовавшем этот массоперенос, величина, названная Ньютоном – силой (со всей присущей данному слову экспрессии экзистенции – бицепсов и витальности) математически (семантически) отражает факт производной, поддерживающей единственно возможный темп нарастания сущностискорости. Т.е. понимать производную здесь нужно как автоматический экстремум. (Я не упоминаю массу, просто вынося ее за скобки рассуждений, поскольку считаю ее постоянной).

***

Подведя итог проблеме инерционности, снова вернусь к переводу языка из экзистенциальности  в онтологию при  толкании автомобиля:
Мы, собственной активностью ( передачей субстанцией активности), не «прикладываем силу» (это невозможно!), а создаем массоперенос (dm/dt) преодолевая сущность эйдоса – инерцию (mv), в результате получая  метрологическое ускорение, называемое силой - d(mv)/dt.

Для полноты картины (что такое наша активность) необходимо представление об субстанциях, которое пока у классической физике отсутствует.

(продолжение следует)


Запись опубликована в рубрике Онтология, Социум, семиотика, физика, эйдос с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Подписаться на комментарии к записи

Добавить комментарий