Ложь как многовариантность…

Недавно несколько переосмыслил для себя любимый диалог Платона – «Софист». Его эйдетический конструкт:

иное – тождество – бытие/небытие – покой – движение,

А.Ф. Лосев в «Самое Само» его «переделал» несколько иначе:

различие – тождество – становление – ставшее – проявление.

Согласно Прокла («Первоосновы теологии»), все конструктивное происходит на оси «одно» – «многое».

Моя мысль такова: лжи (в философском, а не психологическом – как осознанное вранье) – скорее нет! Есть многовариантность, которая в нашей психологии связана с будущим (Небытием), т.е. речь идет о психологических модусах времени: прошлом, настоящем и будущем.

***

Все эйдосы, организационно-конструктивно однотипны. Поэтому сначала на примере эйдоса линейных форм геометрии:

точка – линия – угол – плоская фигура – объемная фигура

Точка и линия – прошлое («одно»); угол настоящее; плоская и объемная фигура – будущее («многое»).

Точка и линия, по своему понятию – ВСЕГДА ОДНИ И ТЕ ЖЕ!!! Та фигура, которую мы задаем (треугольник, прямоугольник, куб, тетраэдр,… бесконечное разнообразие) задается прежде всего – углом. Иначе говоря, будущее много-вариантно и создается становлением.

***

Но меня давно мучил вопрос: «Если будущее много-вариантно, и там «многое» (структуризация), то почему же мы видим, к примеру, квадрат? Или куб?

И вот недавно только прочитал, что мы, в уме, почти всегда перерабатываем структуры («многое») в картинки («одно»).

«Мозг превращает слова в картинки» ( http://www.nkj.ru/news/26092/ )

То есть «по жизни» мы осуществляем конструктивный круговорот времен («машина времени»). Каменщик берет кирпич из прошлого («одно»), кладет (настоящее) кирпич в стену («многое»), после чего тут же наступает прошлое

***

Или вот еще более простой пример, эйдос числа:

полагание – единица – ряд – группировки (разряда) – представление

Как по мне, эйдос «зашит» в нас, что позволяет осуществлять «тождество» (гомологию) бытия и сознания. Цифру 125 мы понимаем, но мы не «видим» ее разрядные группировки, которые в числе даны в представлении как группировочный ряд (100 +2*10+5*1=125). Мы видим эйдос числа как «одно», а понимаем число в конструктивной (эйдетической) реальности (ноуменально).

***

Более сложный социальный эйдос:

мотивы – человек – деятельность – институты – отношения

Мы не способны видеть завод (как темпоральный объект) и отношения человек-ов в нем. И не только потому что там много чего. Онтологическая размерность «запрещает» это видеть «в натуре». Только в уме (ноуменально).

Вообще (объяснение В.В. Демьянова «Эвалектика ноосферы»), мы видим только плоскость (мы в центре сферы). Свою материальную «трехмерность», благодаря которой можем ориентироваться в пространстве, мы достраиваем в голове (как по мне -эйдетическим конструктором).

***

Вопрос о «лжи» возник при прочтении социолога Н. Лумана. Он  пользуются философским и системным началом, идущее от представлений о форме в варианте Спенсера Брауна. А у того: форма – это граница. У  Лосева становление – это «граница границы» на пересечении Бытия и Небытия («Самое Само»). То есть Небытие и есть «многое». Любой эйдос в четвертом статусе содержит принцип структуризации. У Н. Лумана разделение Бытия и Небытия определяет ЛЮБАЯ граница. Поэтому у Лумана много тавтологий, типа «различие различия», «общество общества» и т.д.

Но именно в момент структуризации (в системном плане) позволяет избежать тавтологии и возможна гармония, оптимизация. Н. Луман об этом не пишет, он не знает ничего об эйдосах…

***

Российская социология еще «в пути»…

***

Эйдосы «живут» только в конструктивной реальности (вместе со своим будущим). Я к тому, что (слава богу) они человеку недоступны. Никто не изобретет ни эйдос числа, ни эйдос геометрии линейных форм, ни эйдос динамики материальной точки, ни лингвистики,… – Язык предзадан. Его можно понять (припомнить) и им пользоваться…

***

Учитывая, что знание, сознание лежит в четвертом статусе (структуризации), например:

явление – опыт – анализ – знание – синтез,

предполагаю что, что обмануть знающего человека невозможно, потому как он знает оптимальный (гармоничный, единственный) структурный вариант…


Запись опубликована в рубрике Онтология, Социум, телеология, эйдос с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Подписаться на комментарии к записи

Добавить комментарий