Игры в учении Пиаже

Пиаже занимался исследованием детской психологии и генезиса интеллекта. В его исследованиях одно из ведущих мест занимала два набора исследования: классификация и сериация.  Это такие детские игры, когда дети обучаются логически мыслить.

Гомологические ряды пентад.

Нужны как «зеркала» для понимания процессов в разных стратах человеческого бытия.

В теории пентад  логика представлена следующим образом:

различие (отрицание) – эквивалентность – импликация – дизъюнкция – конъюнкция;

Интеллект представлен следующим образом:

явление – опыт – анализ – знание – синтез.

Субъективные времена:

свершенное прошлое – неопределенное прошлое – настоящее – неопределенное будущее – свершенное будущее.

Физическая реальность материальной точки (тела):

приход – импульс – сила – энергия – мощность.


Игры детей.


Классификация.

Детям прививали способность идентифицировать признаки и различать их. Приучали к цвету игрушек (красный, зеленый), к форме (шар, кубик). Учили раскладывать по кучкам – цветам, формам. Собственно тут мы сталкиваемся в явном виде с лосевским «различием» и «тождеством». В целом эта часть поддавалась проще обучению, чем сериация. Но дальше тождества и различия такие игры не вели.

Различие и эквивалентность воспринимаются  детьми  довольно успешно. Сначала ребенок учится различать, а потом идентифицировать (устанавливать эквивалентность). В результате, если ребенку предоставить красные и зеленые кубики, то он сможет разложить их по кучкам согласно цветам.


Сериация.

Нам это хорошо всем знакомо по игрушке «елочка», когда нужно выстроить кружочки по рангу – внизу самые большие вверху самые маленькие, нанизывая их на стержень. Пиаже использовал палочки, карандаши разных размеров. Цель простейшей сериации упорядочить палочки по размеру. Здесь как бы исчезает операция эквивалентности (все палочки разные). Но на самом деле все гораздо сложнее. Еще А.Ф. Лосев отмечал, диалектическую связь между тождеством и различием, что они потому и пара, что они взаимодополняют  друг друга. Без различия мы не можем определить тождества, и без тождества  различия. Это следствие фундаментальной бинарности мира, зафиксированной в глазах субъекта (который часть этой бинарности по определению). Иначе бы он не смог познавать мир.

В самой операции «различие» (отрицание) минимальное количество информации – 1 бит. Что это будет «в натуре» – существование двух различных вещей или цвет на фоне другого цвета – это не важно. Важен факт различия – две стороны явления, а логарифм двоичный от  двух дает единицу.

Теперь ясно, что когда ребенок видит разные по длине карандаши, он знаково отмечает этот факт как «разные» (1). Что бы перейти к факту «отношения» (4)(в форме «больше» или меньше»), ребенку ОБЯЗАТЕЛЬНО надо будет занять виртуальную позицию «равно» (2) в отношении к любому карандашу из двух разных. Только после этого можно перейти к отношению «больше» или «меньше» между двумя карандашами. Эту стадию перехода мы и назовем импликацией (3).

Факт виртуального наложения одного предмета на другой возможен благодаря нашей оперативной памяти. Причем опыты Пиаже показывают, что природа распознавания  в  запоминании не имеет значения. Можно это сделать «на глаз» (мысленно двигаясь от одного карандаша к другому), а можно сделать с помощью тактильных ощущений пальцами, ущупывая переход между двумя разными палочками (как рекомендует Пиаже). Вот этот «переход» – важнейшее понятие «порядка», как отдельный операционный момент.  Это «сердце» импликации, которое обычно упускается. (В сущности это конструктор Времени или «ряд» Канта).

Сам по себе «переход» еще не позволяет выполнить всю сериацию. Ведь чтобы разложить палочки по размеру в серию, надо выдержать «направление». «Направление» выдерживается, когда «переход» осуществляется единообразно. Вот этот момент называют иногда  логическим следованием (наверное, от понятия «след в след»).

Согласно представлениям А.А. Зиновьева «направление» можно выбрать произвольно. Да и действительно, какая разница как разложить в серию, начав с меньших по длине карандашей или с больших по длине. Главное, выбрав направление, мы можем установить «порядок». Будет ли этот порядок числовой или алфавитный, или еще какой – не важно! Главное, мы помним, что у него может быть два направления.

{Именно это «направление» есть сердцевина и сущность слова «смысл», над которым ломают копья философы. Именно отсутствия этого «направления» так не хватает в нашей жизни, когда имеется разрыв между прошлым и будущим, между внутренним и внешним миром.  Ведь присутствие «направления» в физическом мире это сила. Исчезновение смысла – отсутствие сил, исчезновение будущего, страх перед внешним миром.  Отсюда уход в наркотики, алкоголь, забвение.}

«Порядок» очень важное семиотическое понятие, нашедшее свое применение в программировании, в компьютерной технике. Каждый на своем компьютере может расположить файлы по алфавиту, а может «по дате» или «по типу файлов». В общем дисциплинарном аспекте «порядок» равноценен понятию «структура». В пентаде им соответствует 4-й статус. Именно «порядок» на 4-м статусе позволяет применять понятия «больше» и «меньше» в самом широком смысле. Именно здесь появляется важное в психологическом плане – понятие иерархия. Иерархия (как понятие) позволяет постигнуть детям важнейшее таинство жизни – приоритет событий, обстоятельств, вещей, за которыми стоят согласование содержания и формы. О чем речь?

Дело в том, что для игр классификации, по большому счету, статусы выше второго не нужны – достаточно запоминать и раскладывать по кучкам (внутри кучки порядка нет). А вот сериация требует новых исследовательских качеств от ребенка. Во-первых, умение пользоваться оперативной памятью на втором статусе, которое приведет потом к важнейшим навыкам понимания  НОРМЫ и МЕРЫ. Во-вторых, развитию способности чувствовать «направление» событий, их «следование» (третий статус). В-третьих, понятие иерархии как неизбежность событий, пространственных перспектив, отношений.

{Бытовое представление об иерархии как наличие объектного «божества», власти, надсистемы – это пространственное упрощение. Иерархия – это эволюционный контекст, требующий «порядка» для выживания системы в ее движении. Это то, что иногда называют судьбой. Кто (объектно) будет осуществлять этот «порядок», для эволюции безразлично – будь это светофор  или глава администрации района. Для  эволюции  важно исполнение ее «правил игры» на данном участке эволюционного движения, а не надуманных ее форм. Как только общество начнет понимать эти правила, оно само станет субъектом эволюции, а не «элита». Ключ к этим эволюционным правилам – гармония отношений на основе оптимумов (экстремальности).

Некоторых может насторожить, что в четвертом статусе логической пентады стоит дизъюнкция, которая в учебниках по логике определяется как конструкция «… или …». Если есть запись А«или»В (где А и В некоторые события), то может возникнуть представления что события А и В вероятностные. На самом деле это не так. Вы подходите к остановке, где стоят два автобуса (А и В). Один довезет вас домой, а другой нет. Куда вы сядете? Согласно «направлению» в вашей голове! Так вот в учебниках этого нет. Как нет и представления о пентаде. Вам предложат алгебру Буля, где контекст задан заранее состояниями системы (например, при проектировании автоматики токарного станка) и где нет импликации.}

Я описал простейшую игру в сериацию, что бы показать содержательные  логические моменты. На самом деле, Пиаже использовал более сложные игры (сериации сериаций), но, к сожалению, логический аспект раскрыл не до конца (мое мнение).

Интеллект по Пиаже – это способность к адаптации. Интеллект воспитывается у детей на основе эстетических игр и занятий. Например, рисование. Здесь необходимо различать (1) тончайшие оттенки, воспитывать в себе чувство композиционной меры (2) используя краски и карандаш. Расположение объектов на рисунке вырабатывает чувство перспективы (3) в направлениях композиции. А гравитация пространства и перспективы создают обязательную иерархию (4) вещей (облака наверху, камни внизу; передние предметы прикрывают задние и т.п.). Если все моменты учтены, мы имеем дело с изобразительным искусством (5) рисунка.

Впрочем, любые игры, в том числе и спортивные, способствуют становлению интеллекта у детей. Естественно, по большей части это зависит от учителей.

Наблюдая за трудными  детьми, можно убедиться в верности представлений Пиаже, что не все дети удачно проходят обучение сериации (если еще проходят!). Не понимая  ход событий, они не готовы подчиниться иерархии, логике событий. Ведь не забываем, что третий статус пентады -  это лосевская «граница» между внутренним и внешним. Дети, не научившиеся «следовать» событиям, нарываются на конфликт, что еще больше замыкает их в себе, отдаляя от внешнего мира. Они лишаются будущего. Они не проклюнулись сквозь скорлупу пограничного «становления». Они так и остаются эгоцентричными (в сущности «детьми» по Пиаже, представляющие себя центром Вселенной вокруг которых все крутится,  и  не понимающие «других»).  Ведь именно  в четвертом статусе (за лосевской «границей») находится как знание, так и сознание. Не приобретая (нарабатывая) знания и не формируя сознания (субъективное неопределенное будущее), они становятся не только «умственно отсталыми», но порой социальными изгоями. Они в прошлом, и, возможно, навсегда!

За воспитание ответственно общество (социум). Не выполнив свой долг, общество получает, как правило, неудачников или преступников – кольцо замыкается катастрофой личности и общества обоюдно. Саморазвитие любой системы возможно только при автоколебаниях (эмерджентности, как минимум, двух подсистем). Сначала надо «вложить» в детей, которых продают  за границу, а потом «получить» и уже устраивать для них Олимпийские игры, а не наоборот!


Игры взрослых.

Не прошедших сериацию можно увидеть не только среди «трудных» детей, но и среди взрослых (особенно «высокопоставленных»). Недостаток логики не мешает жить. Живут же сутулые люди, а о болезнях, и говорить не приходится. Самое главное, что характеризует данный синдром – эгоцентризм, в чем бы он ни выражался. Их слова – гранит. Их учение всегда верно. Они так и остались «детьми» как это ни печально, но, порой, с удачными «граничными условиями». Причем эти «граничные условия» всегда оказываются ближе к «центру».  И играют они,  в основном,  «на публику», «в свой интерес».

Другая характерная черта – избегание сфер конкретной деятельности, где надо самому довести дело до конца (написать программу, составить техпроцесс, сконструировать прибор и т.д.). Сфера их  деятельности, как правило, в руководстве. Тут главное создать команду, которая будет тебя «играть». Вот почему среди руководства так много лицедеев, при явном отсутствии принципов меритократии. (А.Дугин удачно назвал такую ситуацию «Трансгрессией санитаров» [2])

А берут они «верх» новой классификацией. Были научные институты, потом стали наукограды, потом технопарки, потом Сколково – новый ящичек для классификации. Но когда они не могут определить, какой ящичек строить, какое придумать название, они применяют частицу «не». Они говорят – «мы НЕ строим государственный капитализм». Спрашивается, а что «мы» строим?

Они далеки от восточной философии с их превентивным  управлением (управлением будущего). Они не видят будущего.  Они управляют «по факту прошлого». Есть пожар – надо тушить, но с героическим пафосом. Даже беды страны становятся поводом «проявить» себя на публику. Они не ставят себе экономических критериев, например придел инфляции, а потому недосягаемы при любых результатах деятельности.

{Характерный факт, известный всем. Дети, которые не в ладах с математикой поступают в гуманитарные институты. И, подчас, в университетах на физический или математический факультет гораздо меньший конкурс, чем на юридический или исторический. А вот дальше в  «руководители» двигаются, в основном,  гуманитарии с «политическим» образованием. Технарь редко расстается со своими специфическими знаниями ради руководства, максимум – генеральный конструктор (вспомним  Королева!). Нет ли здесь некого социального казуса?

И еще такой момент. Даже классификации более сложного уровня сложны для «слабых» в сериациях – например, обыкновенная матрица, которая имеет горизонтальное и вертикальное направление. Что уже говорить о трендах? Конечно – свита делает короля, но все же …}

Дискурс политических выражений всегда интересен. «Народный фронт». Фронт – граница, отделяющая две разные среды (грозовой фронт, наступательный фронт, …). А что значит «народный»? Если народ по одну сторону фронта, то кто по другую? Властная элита, предавшая народ [2]?

Но по факту, организация «народного фронта» – это «подгребание» общественных организаций в партийные ряды ЕР, которая сейчас находится в невыгодном положении. Борьба за электорат?

Такая «организационная смесь» на самом деле только ухудшает истинные демократические принципы, размывая ядро социально униженных масс, подкупая лидеров общественных организаций депутатскими местами.  Ведь все они становятся «на одно лицо». И это лицо – ЕР. Такой массой легче управлять. Вот собственно  чего и добивается олигархическая элита. Тем более, впереди не 4-е, а 6-ть  лет застойного правления.  Можно провести «модернизацию» – очередной вывоз капиталов за границу. Ведь при всех «изменениях» одно остается неизменным –  власть и деньги в руках олигархов. А остальное – «мелочи».

Характерный момент нашего времени: большинство отказывается от использования «измов». Почему? Потому, что не видят будущее в окостеневших структурах. От «измов» натерпелись, а вот чтобы понять принципы, нужен общественный интеллект. А это пока в процессе становления. Принципы меритократии, «по труду», выдержать труднее, чем принцип демократии. На практике это означает отказ от эгоцентризма на всех уровнях и признание эволюционных  реалий. Это ПОСТОЯННАЯ гармонизация событий. В то время как принцип демократии на практике сводится  к проставлению «птички» напротив назначенной фигуры, поддерживаемой элитой через СМИ и другими механизмами. Для масс, к сожалению, это проще.

Для тех, кто не может, а порой и не хочет мыслить («следовать эволюционному направлению») ставят  указатели по типу: «поворот направо запрещен», следующая станция – «коммунизм», и т.д.  Такие указатели приводят к автоматизму, на них уже и не смотрят при постоянном употреблении, что приводит к конфузу, если поменялись обстоятельства.

Мне всегда импонировал  буддизм, который ставил принципы выше веры в объекты или субъекты. «Будь внимателен и сознателен!» – это звучит актуально во все времена и предполагает постоянную работу сознания, а не движение «на поводке» к  готовому объекту – «не государственному капитализму».


1. Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур. Классификация и сериация. М.: 2002, 416 с.

2. Дугин. А., Утомленные свинством: 20 лет суверенной России,  http://evrazia.org/article/1692


Запись опубликована в рубрике Без рубрики, Социум с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Подписаться на комментарии к записи

Комментарии запрещены.