Разновидности самосознания

Это русский перевод названия сборника статей посвященных самосознанию: «Varieties of Self-Awareness», Saulius Geniusas, 2023, в серии книг посвященных «новым перспективам феноменологии, герменевтики и сравнительной философии». Меня она привлекла статьей (глава 11 в разделе 4)  «How to Become Conscious of Consciousness: A Mediation-Focused Approach» автора «Shigeru Taguchi». Интерес представлял термин «посредничество» (Mediation), поскольку термин «посредник» я употреблял в своих статьях в особом смысле.

***

Я был разочарован в данной статье, поскольку там изложена отвлеченная идея этого «посредника» (медиация), которую правильнее бы назвать «сопровождением». Судя по тому как автор приводит в пример бублик, у которого есть отверстие. Отверстие не «посредник» в моем понимании. Аналогия тут «хромает».

Когда мы образуем характеристику сущности скорости (v) как s/t, то мы делим s на t. И здесь «делим» есть оператор между двумя операндами s и t, который я и называю «посредником». Гораздо более понятный, хоть и сложнее, пример – это деньги, которые связывают нас как сущность отношения: потребитель/производитель ~ 1. Вот кусок текста из статьи «Нормативность как универсальная сущность жизни»

«Итак, как мы видим, наиболее востребованным статусом эйдоса времени, выступает ее сущностьпериод. Само время представляется неким «посредником», описывающим «восьмерку» или петлю Мёбиуса: (1) между социальным обществом, организуя его (время/энергия), и (2) мотивируя внутренний мир индивида («время идет безвозвратно» - Tempus fugit) на исполнение своих жизненных проблем воспроизводства (воспроизводство/время). Время оказывается неким «посредником», обеспечивающим круговорот:

время/энергия ∞ воспроизводство/времявоспроизводство/энергия.

{Время такой же «посредник» как и деньги: (1) на производстве зарабатываются (деньги/труд), (2) в личной жизни тратятся на ресурсы воспроизводства (ресурсы/деньги). В итоге получается круговорот с «посредником» деньгами:

деньги/труд ∞ ресурсы/деньгиресурсы/труд

А автор статьи, в итоге, никакого позиционирования в своей статье не дает, что такое у него «медиация»? Хотя идея отчасти напоминает того «посредника», о котором писал я. Но без позиционирования характеристик в конфигурацию – это все болтология (имхо)…

***

Согласно моим представлениям философия должна удовлетворять, образно говоря, хотя бы одному из следующих 4-х статусов (2-5) в ее формализации как позиционирование:

характеристики – инвариант – схема – модель – алгоритм (1)

То есть, если мы перенесем это на число:

полагание – единица – ряд – группировки – представление ,

то это и будет отражением этого требования: единица инвариантназнак/полагание; ряд указывает на схему формирования числа; способ «ярусного» формирования числа 11 – 20, 21-30, … 91-100, … представляет собой модель; а как мы ментально представляем число (от крупных к мелким разрядам, как диспозицию ряда) это алгоритм.

***

Любое «одноразовое» изобретение философов никакого отношения к философии как предельному обобщению – не имеет. Университет в 19 веке «вытолкнул» из факультативных наук философию для междисциплинарности. За это время родилась Общая Теория Систем (ОТС) как универсальное, да и то это была заслуга не философов, а естество-испытателей.

Нечто подобное и в этой книге. Там рассматриваются самые разные уникальные возможности само-сознания: поведенческие, экологические, сексеуальные, мечтательные и т.п. Они любопытны и интересны, но что в них универсального, так и не стало понятно.

***

Конспект книги можно посмотреть по адресу: https://disk.yandex.ru/i/AOnrv7-WLDuH-Q .

***


Запись опубликована в рубрике Онтология, эйдос с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Подписаться на комментарии к записи

Добавить комментарий