«Логос об эйдосе» и машина Поста

«Логос о логосе» и «логос об эйдосе».

В своем труде «Античный космос и современная наука» А.Ф. Лосев поднял тему «о диалектике античного космоса». То есть диалектика у А.Ф. Лосева – это не умение вести спор, как по большей части утилитарно представлено в философии, а именно, писал А.Ф. Лосев «как античный космос обоснован диалектически».  И это имеет непреходящее  значение, поскольку «…Если построена диалектика, то построено логически все бытие и даже гораздо большее — построена смысловая связь всего со всем….». Здесь же было определено:

«Формальная логика есть логос о логосе,  диалектика же есть логос об эйдосе».

(Выделено «жирным» – В.С.)

В истории астрономии  был такой  «переворот»  Коперника, когда он доказал, что не Солнце  вращается вокруг Земли, а наоборот – Земля вокруг Солнца. В логике произошло нечто подобное.

Так и в логике, сначала родилась формальная логика («логос о логосе») и набрала такую  скорость, что напрочь выдавила «логос об эйдосе».  Теперь если спросить профи-логика: «А существует ли сущностный оператор в логике, и какой?», то сомневаюсь, что он даже поймет этот вопрос. А если и поймет, то вряд ли ответит. Поскольку диалектика как «логос об эйдосе» полностью перекочевала в программирование, в техносферу, минуя науку (и, по моему мнению, обгоняя ее лет на пять). И там об этих вопросах даже не задумываются, как правило.

Ранее в статье   «Мышление (эйдетический логико-философский аспект)» [1]  было показано, что все такие функции как отрицание, конъюнкция, дизъюнкция, импликация получаются из операторов эйдетической логики [2], которые являются ядром формальной логики и ее развития (например, логики первого порядка).

Чтобы провести реконструкцию всей  логики потребуется много усилий. Но современность требует этого. Сейчас уже не только существует проблема «правильного мышления», которую ставили как перспективный предел. Теперь в эру компьютеров и массы информационной техники – это определение расширяется. «Правильно мыслить» должен не только человек, но и окружающая техносфера.  Если человек получает деньги в банкомате, а банкомат спишет затребованные деньги со счета клиента, а наличные не выдадаст – это равносильно логическому противоречию.  Иначе говоря, и компьютер и банкомат «общаются» с человеком  на интеллектуальном языке. Уровень этого общения может и не высок, но не в этом дело. А дело в том, что этот язык общения  определяется  именно «логосом об эйдосе», а не «логосом о логосе».


Машина Поста.

Для того, что бы понять «логос об эйдосе»  полезно рассмотреть историю вычислительной техники. Одна из самых первых вычислительных машин была    машина Поста . Эта машина была гипотетической, то есть работала абстрактно. Но тем она и интересна тем, что представляла собой некий отдаленный аналог  ноуменальности. У нее был некий объект движения – лента, на котором машина могла ставить свои однозначные метки: есть метка (Х), отсутствие метки (О) – что можно расценивать как динамическую память. Работа машины Поста определяется программой, состоящей из конечного числа строк. Формула синтаксиса команды:

i   K j,

где i – номер команды, K – действие каретки, j – номер следующей команды (отсылка).

В ее операционный состав входило шесть команд:

1. V j – поставить метку, перейти к j-й строке программы;

2. X j – стереть метку, перейти к j-й строке программы;

3. <- j – сдвинуться влево, перейти к j-й строке программы;

4. -> j – сдвинуться вправо, перейти к j-й строке программы;

5. ? j1; j2 – если в ячейке нет метки, то перейти к j1-й строке программы, иначе перейти к j2-й строке программы;

6. ! – конец программы (стоп).

Наиболее важное и принципиальное, что появилось здесь – это пятый оператор – логический выбор, которого не существовало в традиционной логике. Это означало, что появился момент само- (self-) детерминизма в логике. Машина «действует» по обстоятельствам.

Благодаря логическому выбору машина Поста может  «принимать решение» в зависимости от текущих обстоятельств (выбирать куда ей переходить в зависимости от того есть ли запись в ячейке или она пуста). Кроме того, этот оператор выбора сам по себе породил  новую алгоритмическую возможность как цикличность, чего формальная логика не имела в принципе.

Еще очень важный момент, без которого эйдетическую логику трудно понять. Дело в том, что первая и вторая операция машины Поста используют не явным образом оператор эквивалентности. Они задают значения на ленте эквивалентные значениям алгоритма. Особенность этих операторов, что они задают их «в режиме записи». А вот в пятой операции Выбора оператор эквивалентности используется  «в режиме чтения» – команда сначала считывает показание (помечена или нет ячейка), а потом действует соответственно. Как мы видим, оператор эквивалентности не явным образом присутствует в трех операторах из шести.

В машине Поста мы встречаем  одно принципиальное отличие от формальной логики. Это отличие в том, что существует единый объект – лента, который имеет именно информационный смысл – на ней программа можно осуществлять логический выбор.  Ясно, что программу пишет программист. Но когда программа работает, то она самодостаточна,  и  логический выбор это ее прерогатива.  Именно благодаря этому, мы можем использовать такие модусы времени как прошлое и будущее по отношению к ней, где настоящее – это состояние текущей команды.

В формальной логике такого единого объекта нет принципиально, поскольку она работает с множеством разрозненных независимых объектов.  Их зависимость друг от друга определяется не топологией объекта (лентой), а логическими связками типа отрицания, конъюнкции, дизъюнкции, импликации. У формальной логики  нет модусов времени, зато есть универсальные значения «истина» и «ложь».


Объект деятельности у машины Поста – лента, принципиально топологически ЕДИН! Потому как любая отметка на ленте находится в голографической связи с остальными!

Пусть  надо сложить 5+3:
Это будет определенная взаимоувязанная «картина» на ленте:

ХХХХХОХХХ
И пусть вы придумали алгоритм арифметического сложения – по очереди менять местами Х справа и О:
ХХХХХХОХХ
ХХХХХХХОХ
ХХХХХХХХО

Сложили. Но если грамотно расписать команды машины Поста, то это делается ЦИКЛИЧЕСКИ! Или если обобщить, то «картина» создается и трансформируется циклически.

Конечно, это не аналог живой клетки, но что-то вообще об «логосе об эйдосе» понять наверное можно. Как было показано ранее [2] «логос об эйдосе» можно выразить так:
идентификация – эквивалентность – логический выбор – структуризация – композиция.


1) Идентификация.
«Вначале было слово» – это выражение как нигде актуально здесь. Но ведь размерность данного 1-го статуса [1/А]! А – активный фактор. Соответствует ли это истине?
В этом смысле интересен ряд работ ТАЙСИНОЙ ЭМИЛИИ АНВАРОВНЫ
В одной из них («Теория познания. Очерки новой гносеологии» ) она пишет:

«Полученное в результате деятельности мышления рациональное знание должно, по современным представлениям, отвечать следующим необходимым и достаточным требованиям: 1) понятийно-языковой выразимости; 2) определенности; 3) системности; 4) логической обоснованности; 5) открытости к критике и изменениям. По этому поводу необходимо, соглашаясь в целом, сказать следующее». (514 с. 4-я часть)

Ее определение тоже начинается с языка, и остальное очень напоминает эйдос.

В машине Поста идентификация предзадана конфигурационно наличием отметки (Х) и отсутствием (О) в «теле» ленты.

2. Эквивалентность
В командах машины Поста эквивалентность в неявной форме задана в командах 1,2 – как «режим записи», в команде 5 – как режим «воспроизведения».
То что в нашей жизни эквивалентность – сущностная (базовая) операция сомневаться не приходится. От выбора одежды – «по росту», до любого производства – «под копирку». На этой операции, ИМХО, держится вся эволюция – вспомним хотя бы электроны, протоны, нейтроны… А самое главное – она, кумулятивная составная часть логического выбора.
Почему именно эквивалентность, а не равенство или тождество? Дело в том, что эквивалентность, как бинарная операция согласует неравнозначные стороны. И здесь, в машине Поста во 1 и 2 командах она действует между «идеальным» (программным) и «материальным» (лентой). В 5-й команде – наоборот.
Э.Тайсина:

«Второе – выражение аристотелевского закона тождества, главное условие рациональности, согласно которому мысль должна быть ясной и определенной; в расширенной трактовке: нельзя одни и те же мысли выдавать за различные; нельзя отождествлять разные мысли».

Вот это повторяемое во всех учебниках «нельзя одни и те же мысли выдавать за различные», я бы заменил на соответствие между феноменальным и ноуменальным (в силу двойственности). А то, что пишут – самоочевидность.
Эквивалентность – основа цикличности!

3. Логический Выбор

Здесь он осуществляется 5-й командой. Именно благодаря этой команде программа имеет «свободу воли». Именно она задает цикличность программе в машине Поста. Это ее Разум.   Вот что пишет Э. Тайсина по поводу своего 3-го пункта:

«Третье требование, системность, можно было бы счесть детищем новейшего времени, но можно этого и не делать. В традиционном выражении, это проявление закона противоречия и закона исключенного третьего, отвечающего за последовательность мышления, – вместе взятых. Это имеет теоретический смысл, поскольку позволяет понять нечто, непротиворечивым образом встроив это нечто в имеющуюся систему взглядов; и адаптивно-практический смысл, поскольку составляет необходимую основу поведения, всегда предполагающего и осуществляющего некий выбор между А и не-А».

Вот этот закон «исключения третьего» он диалектически решается именно логическим выбором (и принципом кумулятивности!). Его интерпретация в формальной логике есть некий суррогат…

4. Структуризация.
Проблема «многое»!
Видим ли мы квадрат (в прямом смысле – экзистенциально)? – Сомневаюсь! Мы видим четыре линии. Видим ли мы углы – сомневаюсь! Мы вообще, подозреваю, не видим активные факторы, Мы, похоже, видим взаимное расположение линий. Убери линии – где угол? Линия в геометрическом эйдосе – сущность. А квадрат мы со-знаем в силу изоморфности (через эйдос) феноменального и ноуменального миров.

А где в машине Поста структуризация (сознание)?
Она в самой программе, точнее в программе и ленте.
То есть оператора (единичного) «структуризация» – не существует. Структура  - это всегда (цикличная) программа, выполненная в минимальной размерности эйдоса «квадратичности» [ПП/АА]. Мышление – циклический процесс. Все что мы видим на экране компьютера формируется динамически. Мы тоже (сами из себя) – эта динамика. И нам, похоже, нужен меон (определенного уровня) – из чего формировать себя.
Да и любая стройка – это программа. Просто здание – это устойчивость топологического «меона» в структуре.

5. Композиция
Для машины Поста способ лосевского выражения похоже однозначен. Во всяком случае надо иметь опыт «работе» на ней, что бы толково осветить данный статус. Но здесь он не имеет большого значения.
***
А вот интересный момент – команды 3, 4 движения каретки они статус в эйдосе имеют? – Похоже нет! Они отражают факт наличие имманентных факторов, в частности – движения. Ведь оператора перехода (отдельно) не существует. Лосев часто в отношении к эйдосу упоминает слово «живой».

Литература.

1. Сахно В.А. , Мышление (эйдетический логико-философский аспект), 12.01.2013, http://www.trinitas.ru/rus/doc/0016/001d/00162057.htm

2. Сахно В.А.  Эйдетическая логика, 02.01.2012, http://www.trinitas.ru/rus/doc/0016/001c/00161915.htm


Запись опубликована в рубрике Онтология, логика, эйдос с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Подписаться на комментарии к записи

2 комментария: «Логос об эйдосе» и машина Поста

  1. «Формальная логика есть логос о логосе, диалектика же есть логос об эйдосе».

    Это очень глубокая мысль Лосева. А как назвать логос самом процессе «логос об эйдосе»?

    Цитировать

Добавить комментарий