Социальные инварианты (теистический принцип – 1)

Если посмотрим насчет теизма в  google(бог в теизме), то получим следующий ответ:

«(Θεός — бог) — религиозное мировоззрение, исходящее из понимания абсолютного бытия как бесконечной божественной личности, трансцендентной миру, сотворившей его в свободном акте воли и в дальнейшем распоряжающейся им (в ортодоксальном христианстве бог понимается как «триединство» трех таких личностей).»

То есть «высшее существо» представлено человеческим мировым воображением, имеет персонализированный образ «личности». Ясно, что такое представление получено по аналогии, поскольку вообразить нечто неведанное просто маловероятно. С другой стороны, для нашего просвещённого века, как-то становится неестественным представить уже довольно исследованную вселенную, личностью. А как  тогда она «слышит», «видит», «ощущает»?

При том самом никто не отрицает «разумный замысел» существующей вселенной и ее технологическую мощь, воплотившего в вершине своего «эволюционного дерева» некое историческое совершенство – Homo sapiens. Просто, возникает именно философский вопрос – как можно представить теистический принцип в онтологическом плане с пользой для общества?

***

Исследуя эйдосы в разных областях науки и техники, было обнаружено, что наиболее значимым был второй статус любых эйдосов, который был назван сущностью, поскольку оставался неизменных при трансформациях в последующих статусах.

Так в эйдосе числа:

полагание – единица – ряд – группировки – представление

такой сущностью была единица.

В эйдосе линейной геометрии:

точка – линия – угол – плоская фигура – объемная фигура

такой сущностью является линия.

А в эйдосе динамики материальной точки (m – масса,  x – координата смещения, t – время, v=dx/dt – скорость) :

dm/dt – mv – m(dv/dt)  –  mvv/2 – mv(dv/dt)

такой сущностью является скорость – v.

Двойственный характер этих сущностей привела к субстанциальным обобщениям и представлением этих сущностей как: пассивное/активное. Такое представление не в какой мере не противоречили существующим представлениям, а только выделяли в них (позиционирование) область «притяжения» онтологического внимания.

Как известно, Гераклит своей третьей фундаментальной доктриной (из пяти) выдвигал:

«Всё есть поток»

То есть императив А.Ф. Лосева «Эйдос есть смысл» подтверждается из самых различных точек зрения.

***

Подтверждается гераклитовская доктрина и в понимании организменности, как частной проекции космического метаболизма, которую чаще всего мы обозначали в термодинамическом плане как (dS/dE), понимая под этим общеизвестное сопряжение процессов: анаболизм/катаболизм.

{Для онтологического понимания, что такое энергия и энтропия будет полезным привести примеры. Но сначала общие представления об участниках событий:

- Энергию лучше всего понимать как  локальную асимметрию (сжатая пружинка; перепад воды в поле тяжести; электрон в атоме на верхних энергетических уровнях);

- Энтропию лучше всего понимать как стремление достигнуть симметрии глобального характера (инерция «материальной точки»; выравнивание уровня воды; неразличимость градиента напряжения в атоме);

a) Теперь станет ясным пример с газо- или электро-сваркой. Энергия горения создает локальную температурную асимметрию (расплавили металл). А энтропия стремится эти градиенты сгладить и металл застывает с выравниванием температуры до окружающей среды. Эти два процесса как правило, совмещены и происходят на микроуровне. А вот результат – сварка двух деталей – это макрособытие.

b) Точно так же, по своему энтропийно/энергетическому характеру, происходят при фото-синтезе. Энергийный фотон создает асимметрию в электронной оболочке, обменивая свою функциональную энергию на структурные изменения под «руководством» энтропии, которая стремиться к устойчивому равновесию.

c) Даже резка металла в токарных или фрезерных работах происходит по тому же принципу. Только многоликая энтропия здесь пытается не дать нарушить устойчивую монолитность метала, «сопротивляясь».}

Из предыдущих примеров обратим внимание на одно очень важное обстоятельство – все указанные примеры, вообще-то сопровождались (в большей или меньшей мере) температурой. Не избегает этой участи и информации, согласна принципа Ландауэра:

«Принцип Ландауэра — принцип, сформулированный в 1961 году Рольфом Ландауэром (IBM)  и гласящий, что в любой вычислительной системе, независимо от её физической реализации, при потере 1 бита информации выделяется теплота в количестве по крайней мере W джоулей:

W = kBTln2

где kB — константа БольцманаT — абсолютная температура вычислительной системы в кельвинах

В целом такую ситуацию можно изобразить как поиск равновесия двух фундаментальных орто-причинностей (принцип экстремальности). Если они сопряжены, то возможно наличие устойчивого аттрактора. Если нет, то «маршрут» движения продолжается до достижения полного равновесия.

Обращает внимание глобальная значимость температуры во всех процессах. Она выступает «судьей» при наличии сопряженности, «окукливаясь» в устойчивые гармонические аттракторы, и наоборот, превращаясь в управление рядом диссипативных событий (например – ячейки Бенара).

***

В термодинамике это соотношение метаболизма записывается так:

(dS/dE)|x1/T (1)

(S – энтропия, E – энергия, T – температура, x –  «внешний» параметр обобщенной силы (к примеру – объем (V) для PdV, где P – давление))

Температура в термодинамике самый «экзотический» параметр в плане многозначности! Но пожалуй самым «сильным» ее свойством (наравне с энергией и энтропией) является ее всеобъемлемость процессов. В конечном итоге, развитие организменности в его сложности, заставило принять некий нормативный температурный инвариант (36.6) для выполнения  «правил игры» «заинтересованных сторон», которые представлены в любом организме клетками.

Если вышеуказанное уравнение записать в следующей форме:

T(dS/dE)|x1 (2) ,

то будет видна гиперболическая зависимость между температурой и скоростью метаболизма: с увеличением скорости метаболизма температура должна снижаться, и наоборот (с учетом постоянства x). По-видимому, когда-то это послужило основанием для возникновением реликтовой температуры во вселенной. А сейчас является условием развития нанотехнологий в производстве вычислительных чипов (которые тонкопленочной технологией увеличивают «метаболизм» с одновременным понижением температуры перегрева).

Хочу заметить, что единица справа в уравнении отнюдь не арифметического (обыденного) понимания, а онтологического (бескачественное полагание по А.Ф. Лосеву). Это все к тому, что эта формула (2) такого же типа, по своему смыслу, как и неравенство Гейзенберга.

Но если это так, то ее роль – это «координата» события, в то время как метаболизм играет роль «импульса». «Особой точкой» таких представлений будет условие: T = 1 и (dS/dE)|x1, смысл которых в том, что существует взаимозависимые шкалы температуры и скорости физических процессов. Мы встречаемся с этим в медицине, когда измеряем температуру тела на предмет заболевания. Или в технике, когда движок перегревается.

***

Термодинамика прошла длинный исторический путь и на данный момент представляет собой некое «созвездие» аксиоматических концепций. Поскольку мы акцентируемся на температуре как на пассивном участнике событий, то среди всех аксиоматик, нам ближе всего Аксиоматика Н. И. Белоконя. Особенностью его отношению к термодинамике, он свои постулаты как бы различает на термодинамические и термостатические (особенно в своей книге «Основные принципы термодинамики» И: «НЕДРА», Москва, 1968 г.

Свое отношение к значимости температуры он выражает там следующим образом:

«Температура есть единственная функция состояния, определяющая направление самопроизвольного теплообмена, т. е. между телами и элементами тел, не находящимися в тепловом равновесии, невозможен одновременный самопроизвольный (по балансу) переход тепла в противоположных направлениях — от тел более нагретых к телам менее нагретым и обратно».

Получается так, что температура служит некой «статической» основой самых разнообразных метаболических процессов, «наблюдая» за ними. Так же как «наблюдают» само-наводящие головки боевых ракет за тепловым следом движущихся объектов-целей. Но и в мирных целях это полезно использовать:

«Тепловидение в медицине – это безвредный и эффективный метод диагностики заболеваний. Тепловизоры и тепловизионные комплексы фиксируют невидимое человеческому глазу ИК-излучение температурного фона тела человека, которое отражает патологические процессы, происходящие в организме.»

***

Вполне возможно, что уравнение:

T(dS/dE)|x1 (2),

представляет собой уравнение именно «определенности» вопреки «принципу неопределенности Гейзенберга», неся в себе экологический смысл. Я о том, что увеличение численности на Земле и экспансия производственной деятельности (dS/dE)|x, явно требуют понижения средней температуры по планете – T.

То есть теистический принцип, который мы ищем  на термодинамическом уровне мышления, вне  персонализированного представления, пока что дает нам хотя бы понимание норматива экологических рамок нашего существования. А это уже какая-то польза от таких представлений.


Запись опубликована в рубрике Онтология, Социум, физика, эйдос с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Подписаться на комментарии к записи

Добавить комментарий