Философский мейнстрим (10)

Источник :

[1]  Meaning = Information + Evolution , (Значение = Информация + Эволюция)

Carlo Rovelli (Карло Ровелли)

[2] A Dialogue Concerning the Essence and Role of Information in the World System (Диалог о сущности и роли информации в мировой системе)

Mark BurginJaime F. Cárdenas-García

[3] General ecological information supports engagement with affordances for ‘higher’ cognition (Общая экологическая информация поддерживает взаимодействие с возможностями для ‘высшего’ познания)

Jelle BruinebergAnthony ChemeroErik Rietveld

Проповедь:

- из трех ведущих конструктивных аспектов мира: энергия, вещество, информация, наиболее существенные интеллектуальные «битвы» в философии развернулись вокруг природы информации. Так или иначе, но этот обзор «вынуждает» меня признать, что информация не является аспектом, который в одном ряду с аспектами энергии и вещественности;

- тот концепт, который придерживаюсь я, построен на архэ исходя из статической   mcc/E = 1 и динамической (∆m)cc/(∆E) = -1 формулы А. Эйнштейна [4], где сама исходная «информация» представлена символично универсальным отношение как некая диалектическая сущность в общем виде: вещественность/энергийность ~ информация, (здесь «/» – знак диалектического единства);

- именно такое понимание информации, которое ранее [5] мы обозначили символично в стиле  Ж. Лакана как диалектическое единство:

реальное/воображаемое ~ символическое,

в эйнштейновском представление это диалектическое единство становится (в нашем уме) статическое/динамическое ~ 1. Как будет показано далее, исходя из работы Карло Ровелли, такое представление задает некую цепочку кумулятивных характеристик, которые я связываю с эйдосом.

Обсуждение:

1)  Пожалуй, самой ключевой фразой, которой определил информацию как  “разницы, которая делает разницу” был популярный ученый Грегори Бейтсон. Фраза не является тавтологической, поскольку за этой фразой стоит очень мощное понимание контекста происхождения этой фразы на примерах [2]. (Везде выделено далее мной – В.С.):

«Одним из важных аспектов наших первичных чувств является то, что они имеют дело с количествами/качествами, которые соизмеримы, то есть имеют общую меру. Например, чувство осязания (хотя и многомерное, поскольку состоит из механорецепторов, терморецепторов, ноцицепторов, проприоцепторов) может быть просто приписано как чувствительное к давлению, и в этой роли оно способно отслеживать все такие ощущения давления, которые входят в его сферу действия. Как можно себе представить, от одного момента времени до следующего, ощущения давления ощущаются человеком, о котором идет речь, и становятся частью его опыта. Так количественно и однозначно “разница (давления)” становится качественноразницей (давления), которая делает разницу”. Это процесс информации, который открыл Бейтсон и применим ко всем нашим первичным органам чувств, которые действуют не только индивидуально, но и согласованно. Первичные чувства обеспечивают наш единственный контакт с окружающей средой и дают ключи к нашему развитию

2) Рассматривая определение информации Грегори Бейтсона, авторы [2], в своем дискурсе, приходят к выводу, что информацию нельзя рассматривать как тривиальную «разницу», поскольку в организме она может получаться, храниться, преобразовываться, передаваться… и вообще, в обязательном порядке участвует в инфо-аутопоэзе:

« J: … Таким образом, не материя создает информацию; скорее, это материя, как функция действий и потребностей людей, которая отражает желаемую информацию людьми. Термостат также является примером этого, поскольку он обрабатывает и производит информацию по воле человека. Нет такого примера информации, который бы не отражал эту динамику: в основе создания информации лежит процесс инфо-аутопоэза.

М: Итак, вы согласны с тем, что материя, или, другими словами, любая материальная вещь, может информировать.

J: Я согласен, что любая материальная вещь может информировать, но только в результате предшествующих действий человека. Это означало бы, что в материи нет информации до того, как живые существа вступят в контакт с такой материей. Информация-аутопоэз – ключ к пониманию этой связи.

Это подводит нас ко второму вопросу о том, все ли живые существа создают информацию или только некоторые из них.

Я считаю, что все живые существа, от простейшего одноклеточного организма до сложнейшего многоклеточного организма, обладают способностью к инфо-аутопоэза, или процессу самопроизводства информации. ...»

3) Рассуждая о роли информации в самых разных планах, авторы [2] приходят к выводу, что само возникновение жизни связано непосредственно с созданием, хранением и воспроизводством информации:

«… Все виды артефактов, а также все системы, относящиеся к информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ), содержат/хранят информацию. Другими словами, информация содержится/хранится во всех творениях живых существ. Информация не существует в Природе иначе, как в результате действия всех живых существ в создании информации или инфо-аутопоэзе. Если живых существ не было, то нет и информации. Или, упрощая, жизнь-это информация, а информация-это жизнь. Это также подразумевает, что нет внутренней информации ни в геноме, ни, если на то пошло, в нашей среде

4) Вот, пожалуй, кто наиболее удачно отразил феномен и ноумен информации как некого конструктивного кругооборота, был Карло Ровелли [1]. Исходным понятием из которого он строит свое понимание информации служит понимание корреляции, как связи некоторых событий. Эти корреляции могут быть случайными, устойчивыми и значимыми. Именно эти корреляции создают такой важный эффект относительной информации. А относительная информация, когда становится значимой информаций, то приобретает   значение и  смысл:

«В этой заметке я делаю два замечания. Во-первых, из работы Шеннона можно извлечь чисто физическую версию понятия информации. Шеннон называет ее «относительной информацией». Я сохраняю его терминологию, даже если двусмысленность этих терминов рискует привести к дальнейшему недопониманию; вероятно, было бы лучше назвать это просто «корреляцией», поскольку в конечном счете это именно то, чем она и является: откровенно грубой физической корреляцией.

Второе наблюдение заключается в том, что сочетание этого понятия с дарвиновским механизмом дает основу для определения смысла. Точнее, оно обеспечивает основу для определения понятия «значимая информация», понятия, которое, с одной стороны, построено исключительно на физике, а с другой — может лежать в основе интенциональностизначенияцели и является ключевым компонентом агентности

5) Важнейшим моментом в понимании информации служит представление об интенциональности (сочетание субъектного и объектного как выделение субъектом значимого объекта). Собственно, в этом и выражается значимость информации:

«Значимость информации заключается в ее релевантности для выживания, то есть в ее способности влиять на вероятность выживания

Карло Ровелли пользуется (в конечном итоге) весьма скромными выразительными средствами. Это некие две системы А и B, которым присущи две соответствующие переменные x и y. Если существует устойчивая корреляция между x и y, то можно говорить об относительной информации. Если эта относительная информация ведет к выживанию, то она становится значимой информацией. Все эти определения Ровелли сводит к неким пяти значимым, для понимания информации, пунктам:

«I. Интенциональность встроена в определение. Информация здесь — это информация, которой обладает х в системе А о переменной y системы В. Это по определению информация «о чем-то внешнем». Оно относится к физической конфигурации А (а именно к значению его переменной х), поскольку эти переменные коррелируют с чем-то внешним (оно «знает» что-то внешнее).

II.   В определении выделяются корреляции двух видов: случайные корреляции, которые носят повсеместный характер и не оказывают влияния на живые существа, не играют смысловой роли, не используются, и корреляции, способствующие выживанию. Понятие осмысленной корреляции отражает тот факт, что информация может иметь «ценность» в дарвиновском смысле. Значение здесь определяется апостериорно как увеличение шансов на выживание. Это «ценность» только в том смысле, что она увеличивает эти шансы.

III. Очевидно, что не любое проявление смысла, цели, интенциональности или ценности является непосредственно значимым, согласно приведенному выше определению. Чтение сегодняшней газеты вряд ли напрямую повысит вероятность выживания моего или моего гена. В этом заключается смысл различия между «прямой» значимой информацией и значимой информацией. Второй включает в себя всю относительную информацию, что, в свою очередь, увеличивает вероятность получения значимой информации. Это открывает двери для рекурсивного роста значимой информации и произвольного увеличения семантической сложности. Именно этот вторичный рекурсивный рост обуславливает использование осмысленной информации в мозгу. Начиная со значимой информации в смысле, определенном здесь, мы получаем нечто, что все больше и больше похоже на полные понятия значения, которые мы используем в различных контекстах, добавляя артикуляции и продвигаясь к контекстам, где есть мозг, язык, общество, нормы. ..

IV. Понятие «истинность» информации или «достоверность» информации имплицитно определяется данным определением. Чтобы убедиться в этом, рассмотрим случай с бактерией и пищей. Переменная x бактерии может принимать значения, скажем, L и R, где L — это переменная, заставляющая бактерию плыть вправо, а L — влево. Здесь определение приводит к мысли, что R означает «еда справа», а L означает «еда слева». Переменная x содержит эту информацию. Если по какой-то причине переменная x находится в L, а еда оказалась справа, то информация, содержащаяся в x, «неверна». Это очень косвенное и в некотором смысле дефляционное понятие истины, основанное на эффективности следствия признания чего-либо истинным. (Приблизительно крупнозернистое знание остается знанием в той мере, в какой оно эффективно. Чтобы его детализировать, нам нужны дополнительные знания, более мощные, потому что они более эффективны.) Обратите внимание, что это понятие истины очень близко к понятию истины, распространено сегодня в естественных науках, когда мы говорим, что «истинность» теории — это успех ее предсказаний. На самом деле это то же самое.

V.   Рассмотренное здесь определение «осмысленного» не относится непосредственно к чему-либо ментальному. Чтобы иметь что-то ментальное, вам нужен разум, а чтобы иметь разум, вам нужен мозг и его богатая способность обрабатывать информацию и работать с ней. Вопрос, рассматриваемый здесь, заключается в том, что является физической основой информации, с которой работает мозг. Предлагаемый ответ заключается в том, что это просто физическая корреляция между внутренними и внешними переменными, прямо или косвенно влияющими на выживание

Я эти пять пунктов сведу к упрощенному примеру и эйдосу значимых понятий.

Представим себе такой простой эмпирический пример.
Так общеизвестно, что от огня предметы нагреваются – корреляция (1). Но когда мы используем газ для подогрева чайника, или плавления металла как корреляцию – это приобретает значение факта в нашей жизни (2). Тогда, процесс нагрева приобретает технологические возможности, то есть этот факт приобретают смысл (3). Когда  в ходе изобретательности среди фактов мы находим в энергозатратных процессах комбинационные эффективные смысловые решения технологий имеющие общественную значимость (4), то это повышает наши шансы на выживание (5).

Все пять пунктов определения информации Карло Ровелли имеют кумулятивную связность, сущностью которой является общезначимый факт. То есть, как бы «на лицо» все признаки эйдетической (символической) организации, имеющие оттенок экзистенциальности:

корреляции – факт  – смысл  – значимость – выживаемость  (1)

В этом эйдосе факт это онтологическое «одно» где его эффективность как значимую, можно оценить только в конструктивном единстве технологий с другими фактами как «многое».

.

Заключение:

Подводя итоги вышеприведенным рассуждениям хотелось бы отметить следующее:

- само исследование учеными эпистемической сущности (феномен/ноумен) информации приводит к рефлексивному эйдосу (1) носящему когнитивный характер. Тем самым подтверждающий гипотезу жизни как «обучения» в результате инфо-аутопоэза;

- онтологические поиски «первокирпичика» сводятся к тому, что на самом деле им является некий, абсолютно абстрактный цикл. Да, мы (я) не можем избежать своей экзистенциальности, и потому этот цикл сводит к известному нам механическому круговому, вращательному, спиновому движению, различных форм автоколебательных явлений. А так же к различным формам метаболизма, например: агрегация/распаданаболизм/катаболизмdS/dE, и т.п.

- такое (выше) представление об информации повышает возможности когнитивной «оптики» интеллекта «рассмотреть» феномен жизни как двойственной субстанциальной сущности, связав циклическое единство мира («все связано со всем») с диалектической конвергентной парой: репликации/корреляции, которая возносит иерархически («древо жизни») организменность до уровня человека, сочетающего в себе двойственность: женское/мужское (пусть в представлении теорий Геодакян  В.А.).

- то, что в нумерологическом ряду значимость цикла, как единая единичность занимает первое место носит в себе определенную тайну, поскольку предшествует двойственности субстанций (причины самой себя). Цикличность может планковской частотой в теории суперструн; может быть частью фрактальности; конструктивной особенностью строительства (расположения этажей, окон, …); основой станкостроения как цикличность обработки; любой организации и организменности; восхода и захода солнца, сменой сезонности; темпоральностью процессов; необходимой процедурной частью компьютерных программ; и т.д. и т.п.

- наконец, цикл как нумерологическая единица, дает ответ на природу сингулярности как субстанциального отношения двойственностипассивное/активное ~ 1. Становится онтологически понятным значение сингулярности в понимании организменного здоровья, как телеологии [6].

- теперь, используя интеллектуальное свойство эйдоса в минимальной структурности вмещать максимальную содержательность, можно построить символичный методический эйдос базовых онтологических понятий, связанную нумерологически:

цикличность – субстанциональность – информационность – конструктивность – системность  (2)

- в этом эйдосе обращает на себя внимание, что информативность на третьем статусе. Т.е. тот красивый императив, который был выдвинут когда-то: «Все из бита!», не совсем соответствует истине. Та «разница» о которой говорил Грегори Бейтсон, должна быть до феномена информации. Т.е. ей уже должна предшествовать субстанциональность как роли. Пусть даже это будет примитивный прямоугольные импульсы – «корм» вычислительной техники. Так у него есть вертикальный динамический участок (активного) и горизонтальный статический участок (пассивного). Да, это один и тот же сигнал (так же как мужчина и женщина это один человек как продолжатель рода), но его компоненты выполняют субстанциальные роли.

- гомология между эйдосами (1) и (2) показывает, что экзистенциальный смысл воспроизводится прежде всего информационностью как одно-статусные. Такое понимание нисколько не уменьшает императив А.Ф. Лосева: «Эйдос есть смысл».


Запись опубликована в рубрике Онтология с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Подписаться на комментарии к записи

Добавить комментарий