«… в широком смысле — выражение или распространение каких-либо идей, знаний, истин, учений или верований, которое осуществляет их убеждённый сторонник.»
Проповедь:
Я проповедую эйдетическую позиционную онтологию (как технологию), ядром которой является двойственная субстанциальность (пассивного и активного), которая и предоставляет возможности умозрительные абстрактные конструкции выражать предельно конкретным образом, проверяемом на практике.
Некие такие двойственности без всякого умственного «зазора» ложатся в «прокрустово ложе» экзистенциальной преемственности понимания. Классический пример – эйдос линейной геометрии, где две субстанции: направление (активная) и протяженность (пассивная) образуют эйдос:
точка – линия – угол – плоская фигура – объемная фигура
Тут 2-й статус (как в любом эйдосе) – линия, представляет собой сущность: диалектическое единство двух субстанций: линия = пассивное/активное (где «/» знак диалектического единства, позволяющий субстанциям динамическую свободу (независимость) в взаимном статическом единстве. В представлениях А.Ф. Лосева – это и есть диалектика как «логос об эйдосе».
Таких диалектических пар довольно много. Последний список таких пар дан в статье Роль архэ в формировании онтологической «картины мира» . В последних заметках разбирались довольно сложные пары: ограничения/закон и знак/значение, которым далее будет уделено особое внимание.
Прежде чем перейти к авторам и фактам, хотелось бы обратить внимание, что мы настолько «разбалованы» возможностями природы, что сам исходное понимание диалектической конструктивности не видим в быту. Так, к примеру, обычный водопровод представляет собой диалектическую пару:
вещественность/энергийность ~ трубы/вода.
т.е. им свойственна независимость: вода может принимать любую форму и двигаться в любом направлении в соответствии с ее «законом». И металлические трубы, которые являются «ограничением» этого движения могут быть самого разного диаметра и самой различной конфигурации. В конечном итоге это свойство стало основой фрактального устройства сосудистой системы наших организмов. Да, и та же, водопроводная система города имеет «фрактальную разводку».
Выше мы уже писали, что жизнь определяется как создание артефактов по производственному принципу, поскольку есть информация о хранении изготовления артефактов.
Понимание роли «ограничения» как вещественного проявления дополнительности к некому «закону» вызвало взрыв интереса в биологии. И тут мне попался автор который, как мне представляется, очень удачно выразил эту тему.
Christophe Menant (Menant C.)
https://philpapers.org/archive/MENITA-7.pdf (Introduction to a Systemic Theory of Meaning – March 2020 (1/4))
Эта небольшая заметка напоминает некий манифест. Как всегда, меня подкупает не витание где-то «высоко-высоко» в мистических трансцендентных высотах, а та мудрость, которая свойственна природе:
«2) Информация и смысл в эволюции. Материя, жизнь, человеческий разум
а) Информация и смысл пришли к жизни в ходе эволюции нашей вселенной.
б) Жизнь — это явление, далекое от термодинамического равновесия, подчиненное локальному ограничению «сохранения статуса».
c) Управление локальными ограничениями вводит информацию и значение.
г) Эволюция довела ограничение животного «остаться в живых» до ограничения человека.
д) Люди создают искусственные (производные) ограничения для искусственных агентов.»
В его изложении, получается так, что на уровне двойственности: законов/ограничений, жизнь представляется неким ограничением в «сохранении статуса». То есть ограничение как субстанции пассивная и активная (наша организменность), здесь принимает форму «сохранении статуса».
Импонирует понимание смысла в связи с двойственностью высокого уровня:
«3) Элементарная информация и значение. Система генератора значений
а) Слово «смысл» чаще всего ассоциируется с человеческими действиями.
б) Неизвестная природа человеческого разума делает человеческий смысл сложным субъектом.
в) Мы предлагаем проанализировать «смысл» элементарной жизни и сформулировать результаты в рамках системного подхода. Это должно привести к системному взгляду на смыслообразование (рис. 1).
г) Определения и свойства «значения» и «системы генератора значений» (MGS):
Значение — это значимая информация, которая генерируется системой, находящейся под ограничением, когда она получает внешнюю информацию, имеющую связь с ограничением.
Смысл формируется из связи, существующей между полученной информацией и ограничением системы.
Функция значения состоит в том, чтобы участвовать в определении действия, которое будет реализовано, чтобы удовлетворить ограничение системы.»
Онтологическое понятие ограничение имеет здесь очень широкий смысл – например, значения гомеостаза. Таким образом те действия, которые предпринимает организм под влиянием внешней информации приобретают характер самодостаточности, удовлетворяя ограничениям системы. Такое поведение он справедливо связывает с генерацией смысла (MGS).
«4) Характеристики MGS
а) Рассказывает, что такое значение и для чего оно предназначено. Является частью системы более высокого уровня (агента).
б) Ориентирован на удовлетворение ограничений.
c) Совместим с Umwelt фон Икскюля и с интерпретатором Пирса. Выделяет конструктивистские аспекты смыслообразования.
г) Вносит основной вклад в познание. Близок к активному осмыслению.
д) При использовании с тестом Тьюринга показывает, почему сегодня компьютеры не могут думать так, как люди.
f) Предоставляет основу для эволюционного подхода к интенциональности».
В его представлении, информация, полученная человеком, представляющая собой знак (или символ) вызывающая ответные действия (как значения) на выживание, становятся смыслом. Мы-то прекрасно помним, что это «выживание» замыкается на естественный отбор. Т.е. без генерации смысла не возможен не только «минимум» как выживания, но и «максимум как «развития».
***
Резюме
1) Пример с водопроводной трубой как диалектическое конструктивное единство: закона/ограничения, однозначно указывает на то, что никакого «закона единства и борьбы противоположностей» в природе нет. Да и направление с протяженностью в линейной геометрии не борются. И хотя после изрядной критики этого закона, там «борьбу» заменяли различными терминами, типа «проникновения» – ничего не изменилось в сути, такого закона нет «в натуре».
2) Этот раздел, и особо предыдущие, указывают на кумулятивное содержание стадий развитий живого в такой последовательности:
физическая → химическая → биологическая → социальная → экологическая
Сущностью такой последовательности является химия (2-й статус) с ее двумя ведущими реакциями, имеющими субстанциальный характер: соединения (агрегации) и рассоединения (распада), образующие в организме непрерывный процесс метаболизма как диалектического единства: анаболизм/катаболизм.
На биологическом уровне возникает семиотический уровень организации (знак/значение), в результате которого живое приобретает смысл своей деятельности.
Структурно/функциональное (системное) единство 4-го уровня поддерживает язык, обеспечивающий коммутацию индивидов и фенотипическое накопление знаний.
На пятом уровне приходит понимание единства с природой как потоковой двойственности в сингулярности. Нельзя у природы забирать больше, чем отдаешь взамен. Этот же принцип становится ведущим для социальной сферы. Например, двойственность: потребитель/производитель должна быть сингулярной (~1).