Онтология в работах Д. Абель (David L. Abel)

Это американский ученый занимающийся проблемами прото-биокибернетики и прото-биосемиотики. Поскольку эта проблематика стоит совсем близко к онтологии, знакомство с трудами такого ученого – бесценный клад для любого философа.

О его работах можно почитать на страничке: https://www.davidabel.us/index.html . Мы же просто «просуммируем» его работы на предмет извлечения из них идей, близких к онтологии как технологии жизни, понимаемой в конструктивном плане.

1. Термины

Прежде чем вникать в работы Д. Абель, надо познакомиться с определенной терминологией этого автора. Это очень важно для понимания текстов автора. Термин «формальный» Д. Абель описывает так:

«Под «формальным» мы подразумеваем абстрактное, нефизическое, ментальное, обусловленное выбором, произвольное, когнитивное поведение, которое, как правило, является целевым и функционально ориентированным. Формальное поведение обычно лингвистическое и / или математическое. Это влечет за собой репрезентативность, обобщения и группировки в более крупные классы или категории (формы), а не конкретные физические характеристики

Кроме того, автор просит обратить внимание, что порой термины деградируют под натиском упрощения. И надо внимательнее относиться к какому уровню относится тот или иной термин:

«Что такое «механизм»? «Механизм» – это направленный процесс, запрограммированная процедура, методика, система или компонент машины, которая достигает некоторой прагматической цели. «Механизм» – это формальный термин, а не физико-динамический термин. «Механизм», как и термин «полезная работа», не имеет места в чистой натуралистической физике и химии

Не скрываю, что мне такое отношение к терминам импонирует, поскольку философия перенасыщена взятыми «с потолка» представлениями и терминами.

2. Самоупорядочивание это не самоорганизация

Д. Абель утверждает, что надо различать спонтанное самоупорядочивание диссипативного типа и «добросовестную» (bona fide) организацию информационного типа. То есть организация типа ячеек Бенара мало чем может помочь в осмыслении генезиса организменности. После остывания масла исчезает и эффект самоупорядочивания вместе с ячейками. Более того такое спонтанное самоупорядочение часто бывает разрушительным:

«Самой самоупорядоченной диссипативной структурой, спонтанно возникающей в природе, вероятно, является торнадо. Торнадо ничего не организуют. Торнадо только разрушают организацию на каждом шагу

«Вера в спонтанное возникновение истинной формальной организации – это слепая вера. Ни один генератор случайных чисел никогда не создавал нетривиальную вычислительную программу. Не существует причин или эмпирических обоснований для предположения, что случайность может когда-либо порождать нетривиальную организацию

3. Кибернетика обратных связей — это еще не жизнь

Выступает автор и против тех, кто понимает кибернетические принципы только в рамках обратной и прямой связи:

«Переплетенные круговые ограничения (например, сложные гиперциклы), даже с отрицательной и положительной обратной связью, не направляют физико-химические реакции в сторону формальной функции или метаболического успеха. Сложные гиперциклы быстро и эгоистично истощают последовательность и другие фазовые пространства потенциальных метаболических ресурсов. Нежелательные перекрестные реакции в этих знаменитых моделях неизменно игнорируются

4.  Ложные пути интерпретации эволюции

Д. Абель отмечает. что авторы, приписывающие спонтанной эволюции некие «личностные» свойства вводят в заблуждение:

«Так называемая «направленная эволюция» и «эволюционные алгоритмы» – термины, противоречащие друг другу. Если процесс направлен, это не эволюция. У эволюции нет цели. Если эксперимент действительно моделирует эволюцию, он никогда не будет направленным. Точно так же алгоритмы всегда являются формальными процессами или процедурами, предпринимаемыми для достижения некоторой функции. Это означает, что они не могут быть эволюционными, потому что эволюция слепа к функционированию и ее преследованию. Естественный отбор просто отдает предпочтение наиболее приспособленным, уже запрограммированным, уже живым организмам

В такое же заблуждения вводят те, кто верит в магическую роль спонтанности:

«Вера в спонтанное возникновение истинной формальной организации – это слепая вера. Ни один генератор случайных чисел никогда не создавал нетривиальную вычислительную программу. Не существует причин или эмпирических обоснований для предположения, что случайность может когда-либо порождать нетривиальную организацию

Кроме того, индивиды, погруженные в собственную среду интеллектуальных достижений, склонны преувеличенно приписывать собственные достижения эволюции:

«Алгоритм – это пошаговый процесс или процедура решения вычислительной задачи. Алгоритмы – это формальные предприятия, требующие оптимизации. Для оптимизации требуются цели и преднамеренность. По определению, эволюция не может следовать целенаправленным процедурам. Evolution – это не программист линейных цифровых инструкций и кода [5]. Естественный отбор не обеспечивает механизма для практики формального представительства на генетическом уровне с использованием токенов в системе материальных символов (MSS)

Д. Абель предлагает «трезвыми глазами» смотреть на эволюцию:

«Давление отбора не может использовать «блочный код» Хэмминга из триплетных кодонов для символического представления или обозначения каждой аминокислоты. Эволюция – это постфактум дифференциальное выживание и воспроизводство уже живых фенотипических организмов. Наиболее приспособленные организмы выживают и лучше всего размножаются. Менее приспособленные живые организмы и популяции, как правило, вымирают быстрее. Ничто в неодарвинизме, прерывистом равновесии или любых недавних модификациях эволюционной теории не объясняет начального программирования линейной цифровой предписывающей информации

5. Информационный подход

Автор, отвергая спонтанную организацию жизни (а не саму спонтанность) выдвигает «нулевую гипотезу (NH)» в двух пунктах:

«NH1: Предписывающая информация (PI)  не может возникать спонтанно только из физикодинамики.

NH2: Формальная организация   не может возникать спонтанно только из физикодинамики.»

Кто в курсе современных течений философии, прекрасно понимают,  что Д. Абель «загнал себя в ловушку» концепта «Все из бита!»:

«И PI, и формальная организация являются абстрактными, концептуальными,  контингентными нефизическими объектами. Научные попытки лучше понять кибернетическую реальность в природе наталкиваются на непростое предположение о ее превосходстве над физическим миром, которым она управляет. Случайность и необходимость физикодинамики не могут быть запрограммированы. В основе всех натуралистических моделей происхождения жизни лежит метафизическое допущение о самоорганизации неодушевленной телесности в сложную формальную полезность.»

«Единственный значительный шаг к ясности, по-видимому, пришел из признания того, что вся известная жизнь кибернетична [255, 256]. Но по-прежнему царит путаница относительно природы кибернетики и того, как природа могла создать рулевое управление. Говард Патти довольно хорошо резюмирует проблему, обращаясь к проблеме символизации, необходимой для записи любой формы предписания: «Удивительное свойство символов – это их способность управлять законным поведением материи, в то время как законы, с другой стороны, этого не делают. осуществлять контроль над символами или их кодированными ссылками».»

6. Предписывающая информация (PI)

Как утверждает Д. Абель в своих статьях, значимая информация делится на две части: описательная (DI) и предписывающая (PI).

«Предписывающая информация предписывает или непосредственно производит нетривиальную функцию. В познавательном семиозисе, предписывающая информация требует предвидения и «намеренного выбора» в узлах добросовестного принятия решений. Предписывающая информация либо говорит нам, какой выбор сделать, либо представляет собой запись уже сделанных мудрых решений.»

«Другими словами, для того, чтобы смысл стал возможным, должна существовать возможность ошибки. Они также утверждают, что семантическое содержание информации, включая генетическую информацию, может или не может выражаться и использоваться в настоящем времени. Его можно сохранить и выразить позже. Стегманн (Stegmann 2005) указывает, что дым выражает информацию о пожаре, но не хранит ее

Физико-динамика. в виду своей однозначности, является великолепным «исполнителем». Сущность кибернетики состоит в том, что предписывающая и описательная информация составляют собой диалектическую пару, в идеале – сингулярную: DI/PI ~ 1. Это основной принцип аутопоэзиса, поскольку система постоянно «оглядывается» сама на себя, через свои действия судя по результатам.

«Естественный отбор может способствовать только заранее предписанному фенотипическому превосходству. Он не может программировать на линейном цифровом уровне выбора нуклеотидов

7. Физико-динамика и формальные системы

Пожалуй, самой выразительной среди идей Д. Абеля, является принцип превосходства формальных систем над физикодинамикой (F – аббревиатура формального, P – физического) :

«Принцип F> P гласит, что «Формализм не только описывает, но и предшествует, предписывает, организовывает и продолжает управлять и предсказывать Физичность». Принцип F> P – это аксиома, определяющая онтологический примат формализма в предполагаемой объективной реальности, которая выходит за рамки как человеческой эпистемологии, нашего ощущения телесности, так и самой телесности. Принцип F> P работает рука об руку с Законом физико-динамической неполноты, который гласит, что физико-химические взаимодействия неадекватны для объяснения математической и формальной природы отношений физических законов. Физикодинамика не может генерировать формальные процессы и процедуры, приводящие к нетривиальной функции. Случайность, необходимость и простые ограничения не могут управлять, программировать или оптимизировать алгоритмический / вычислительный успех для обеспечения желаемой нетривиальной полезности. Как главное следствие, физикодинамика не может объяснить или создать жизнь. Жизнь неизменно кибернетическая.»

8. Что такое жизнь?

Д. Абель настолько проникновенно описывает этот момент рассуждений, что нет смысла в собственном комментировании. Просто «впитаем» это в собственные представления:

«Десятилетия назад мы говорили студентам: «Жизнь – это нечто большее, чем мешок с яйцами». «Жизнь» характеризуется непрерывными целостными, гомеостатическими, метаболическими процессами, оптимизированной алгоритмической функцией и успешными вычислениями. Внутриклеточная жизнь ориентирована на достижение цели. Это включает в себя развитие, рост и воспроизводство. Многие из ключевых элементов жизни связаны с формальной организацией и контролем, а не просто с физической структурой или химическими ограничениями и взаимодействиями. Как мы узнали в предыдущих главах, физическая динамика не может порождать нефизические формализмы. Роль формализма — целенаправленного выбора узлов принятия решений, необходимого для осуществления кибернетического контроля, – вполне может оказаться лучшим единственным критерием, отличающим жизнь от не-жизни. Наблюдение Йоки за уникальностью последовательности и кодов в жизни – всего лишь подмножество этого формализма.   Способность следовать и выбирать для потенциальной функции является формальной и уникальной для жизни. Использование репрезентативных систем символов также является формальным и уникальным для жизни. Это справедливо не только в отношении действий живых организмов. Это также относится к субклеточному молекулярно-биологическому программированию и алгоритмической обработке, которые делают жизнь возможной

«Ни молекула ДНК, ни ее конкретные инструкции сами по себе не живы. Мы не можем недооценивать роль, которую белки, пептиды, полипептиды и микроРНК играют в их действии на ДНК и во всех других процессах (например, эпигенетических), которые оживляют жизнь. Жизнь – это целостная, строго контролируемая и регулируемая кибернетическая метасистема интегрированных процессов и формальных процедур. Жизнь – это единый совместный концерт.» (выделено мной – В.С)

Список работ Д. Абеля, ставших источниками извлечения его идей и цитат:

What is ProtoBioCybernetics?

The Universal Determinism Dichotomy (UDD)

Three subsets of sequence complexity and their relevance to biopolymeric information

The Birth of Protocells

Precriptive Information (PI) Sci-Topics Page

The Three Fundamental Categories of Reality

More than metaphor: genomes are objective sign systems

The F > P Principle (Formalism > Physicality Principle)

The Cybernetic Cut and Configurable Switch Bridge

The biosemiosis of prescriptive information

The GS (Genetic Selection) Principle

Is Life Unique?

Linear Digital Material Symbol Systems (MSS)

.

Конспект работ: https://disk.yandex.ru/i/38rS7vdCefLnFA


Запись опубликована в рубрике Онтология, семиотика, телеология, физика с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Подписаться на комментарии к записи

Добавить комментарий