Меритократия в Китае

Китай приступил, похоже, к самому главному своему социальному строительству – справедливого общества. Центр Корнеги опубликовал статью «Большой брат 2.0. Как Китай строит цифровую диктатуру».

***

«Став во главе Китая, Си Цзиньпин начал с жесткой борьбы с коррупционерами в рядах партийцев, а теперь намерен взяться за все общество. С помощью цифровых технологий и big data система будет анализировать данные о каждом гражданине, присваивая ему индивидуальный рейтинг. Законопослушных обладателей высокого рейтинга ждут льготы и поощрения, низкого – трудности и остракизм.

За современным Китаем надежно закрепился образ большой копировальной машины, которая способна только модифицировать и тиражировать чужие достижения. Но сейчас, кажется, для китайцев настало время подарить миру собственное изобретение, сопоставимое по своему масштабу с созданными ими когда-то бумагой, порохом и компасом. Китай изобретает цифровую диктатуру

***

Не секрет, что мир переживает системный кризис, одна из проблем которого – слишком далекое расстояние между «массами» и «элитой». Собственно сама болезнь распространяется больше на «элиты». Ее яростное нежелание покидать насиженные места. Что особенно типично для постсоветского пространства.

В этой части, указанные мероприятия в Китае, дают возможность формировать (в будущем) элиту более интеллектуальным путем.  Но сам социальный эффект еще и в том, что как бы исчезает феномен «массы»! На виду становится обозрим и отдельный человек…

***

22/07/2017

Еще одна статья на данную тему была опубликована:

«Антиутопия в современной реальности: как технологии воссоздают мир оруэлла в Китае«.

«В городе Жунчэн систему оценки уже внедрили в качестве эксперимента. Изначально каждому жителю дается 1000 баллов, в зависимости от поведения гражданина его рейтинг растет или падает. Рейтинг больше 1050 баллов — маркировка ААА, 1000 баллов – АА, 900 баллов – B, ниже 849 баллов – C, 599 баллов и ниже – D. Люди с рейтингом ААА – практически святые образцовые граждане, имеют приоритетное право на обслуживание в государственных и муниципальных структурах, получают медицинскую помощь без очереди и с большими льготами и т.п. Рейтинг А+ позволяет пользоваться многими услугами без залоговой суммы, упрощается процедура банковских операций и прочее. Начиная с маркировки С, граждане считаются подозрительными и «берутся на карандаш», их увольняют или лишают возможности трудоустройства в государственные и муниципальные структуры. Жизнь жителей с рейтингом D похожа на сущий кошмар: они настоящие изгои, их не берут почти ни на какую работу, не дают кредиты, не продают билеты на скоростные поезда и самолеты, не дают в аренду автомобиль и велосипед без залога. Общение с людьми для таких граждан становится проблемой, поскольку для всех остальных любые контакты с человеком D приводят к стремительному падению рейтинга.»

Отмечаются негативные факторы, возникающие из-за доносов:

«Одна из самых эффективных форм социального контроля в рамках этой системы – доносы. За них активные граждане получают минимум 5 баллов.

Эта система уходит корнями в далекие времена: около 400 до н.э. великий китайский реформатор Шан Ян создал систему, при которой народ делился на группы по 5–10 семей, которые наблюдали друг за другом и несли за преступления коллективную ответственность. Управление обществом осуществлялось с помощью жесткой системы поощрений и наказаний. Происходящее сегодня в Жунчэне сильно напоминает прежние устои, только группы стали более многочисленными (по 400 семей), но сохранились «надзиратели», регулярно собирающие информацию о членах этих блоков и отправляющие ее куда следует

«Внешне совершенное с морально-этической стороны общество строится на фундаменте эгоизма и принципу «человек человеку волк» – та же система доносов основана на росте рейтинга доносчика и его падении у объекта доноса. «Заложить» другого человека с целью набрать баллы – путь наименьшего сопротивления, который, исходя из человеческой природы, потенциально может выбрать большинство жителей Китая. В любом случае, искренность добродетельных порывов остается в стороне от выгоды, которую можно получить, выполняя то или иное действие


Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Подписаться на комментарии к записи

Добавить комментарий