Акторы эволюции

Аннотация.

Если использовать императив: «Познай себя», то при первом же взгляде мы обнаружим наличие свободы у себя как у целого. Но уже следующее логическое дихотомическое сечение обнаружит доминанту бинарного строения: внутренние органы и внешняя мышечная система. Эту двойственность, которая известна в восточной философии как Инь и Ян, обусловлена в онтологии субстанциями пассивного и активного, и проявляется на всех уровнях организации материи.

.

Одна из целей заметки показать, что введенное «с подачи» Э. Шредингера («Что такое жизнь? С точки зрения физика.») представление, что организмы «питаются» отрицательной энтропией (негэнтропия) несостоятельно. Онтологический «секрет» энтропии – она «здесь и сейчас», а энергии – она «всюду и всегда». Эта диалектическая пара отражает роли субстанций пассивного и активного. Круговорот и субъект делают возможным взаимодействие энергии и энтропии.

Нет, мусора на планете Земля хватает, но это не энтропия, а отбросы. Энтропия пытается создать устойчивость процессам, что часто расценивается «печалью» по поводу потери энергии. Человек себя уверенно себя чувствует с энергетическим запасом угля, бензина, батареек… . А вот потратить их он может в любом месте. Структурность мира при этом в глобальном смысле не изменилась, она стала другой. Да, от костра остались пепел и улетученное тепло (тепловые фотоны). Но это не значит, что структурность мира стала другой изменился его порядок в качественном отношении, но в абсолютном смысле субстанциональный баланс может и не измениться.

1. Акторы эволюции.

1.1. Экзистенциальные искажения субстанциональностей.

Субстанции пассивного и активного факторов (Инь и Ян) транслируются в восточной философии через известную символику, представленная нами для наглядности в таком виде:

Рис. 1. Символ  Инь и Ян.

Субстанции являются акторами эволюции, поскольку они совместно создают все формы движения [1].  В мировой философии, символика этого знака получила различные трактовки. Характерно, что в интернете, в запросах, практически нет «акторы эволюции», а присутствует во множестве «факторы эволюции», что принципиально отличается. Факт и акт – разные процессуально термины. Одно дело смотреть на эволюцию как на факты, либо указывать на факторы как инструмент факторного анализа, другое дело – исполнители этой эволюции.

Характерным примером недопонимания субстанциональной природы акторов можно назвать выделение активности как некоторого автономного свойства в натуралистических размышлениях популяризатора науки Ю.В. Чайковского.  Одну из своих великолепных познавательных книг он так и назвал: «Активный связный мир» [2]. Вот что он пишет в одной из глав своей книги, посвященных «активности»:

«Мне очевидно, что в основе возможности развития мира лежит некоторое свойство мира, действующее на всех его уровнях, некоторое мирообразующее начало, более общее, нежели сродство частей к целому. Ему не раз давали название (такова, например, воля Шопенгауэра). Его нельзя ни из чего логически вывести, его можно только ввести как постулат, интуитивно обобщающий единое впечатление от природы. Для него я решил выбрать самое общее и нейтральное слово — активность.»

«Это ведет к пониманию эволюции как расширения набора форм активности, достигнутых в фазовых переходах. Сперва это — активность космических попей, затем частиц, веществ и их планетных потоков, ряд специфически жизненных активностей. Последний сам удлиняется (так, у многоклеточных есть своя активность — активность клеточной дифференцировки). Наконец, эволюция обществ и изделий — явный итог людской активности

«Итак, будем понимать эволюцию как усложнение форм активности. Одни скажут — активности материи, другие — активности материи и духа, третьи (среди них был знаменит К. Бэр) — как возрастание роли и доли активности духа. Не будем спорить. Главное, задан новый вектор исследования.»

Причина такой «однобокости» – превалирование экзистенциального восприятия в мыслительной деятельности. Поэтому физическое пространство рисовалось многим физикам как четырехмерное, что не соответствует онтологии, даже в простых исходных представлениях Бартини-Кузнецова о физических размерностях [3].

{Когда мы не высыпаемся, и вяло утром встаем с постели, мы жаждем в себе «жизненных сил» в форме активности. А то, что они нужны именно нашему бренному телу (пассивному), мы как-то забываем.}

Эволюцию создают два равнозначных субстанциональных  актора: пассивное и активное. Субстанциональность глазами не увидеть, поскольку в жизненных измерениях они играют роли. А  роль определяется из характера действия актеров, в актах их поведения.

В этом плане важно правильно понимать онтологическую роль энергии (активное) и энтропии (пассивное). Важно понять, что онтологическая роль энергии – выражение субстанции активности (глобального детерминизма), а роль энтропии – осуществлять субстанцию пассивности (локальной случайности).

К сожалению, в классической физике  присутствуют катаклизмы [4,5,6], причины которых в непонимании онтологии {1}. В соответствии с википедией (и не только) энергия определяется так:

«Энергия (др.-греч. ἐνέργεια — действие, деятельность, сила, мощь) — скалярная физическая величина, являющаяся единой мерой различных форм движения и взаимодействия материи, мерой перехода движения материи из одних форм в другие. Введение понятия энергии удобно тем, что в случае, если физическая система является замкнутой, то её энергия сохраняется в этой системе на протяжении времени, в течение которого система будет являться замкнутой. Это утверждение носит название закона сохранения энергии. Энергия характеризует способность тела совершать работу.»

По большей части, в жизни, мы ценим энергию именно за возможность «совершить работу» – езда на автомобиле и любых видах транспорта, пользоваться кондиционером и холодильником и т.п. И при этом у нас есть уверенность, что по включателю, или «ключу зажигания» – все заработает! И откуда такая уверенность? Так вот, с онтологической точки зрения, сам  «детерминизм включателя» (активное) куда важнее факта  «совершать работу» (пассивное). Ведь, когда что-то ломается, мы обычно считаем это случайностью, и относимся к этому не одобрительно, мягко говоря… .

Сам факт «различных форм движения», он не возможен без двух субстанций. Возьмем, к примеру скорость –ds/dt. Мы что – сможем субстанцию пассивности (s) отсоединить от субстанции активности (t)? – Нет! Однако. вслед за Аристотелем, мы видим в энергии прежде всего сиюминутное «действие, деятельность, сила, мощь».  Кстати говоря, скорость ds/dt в онтологии, это не данность мира, а результат сопряжения потенциального и кинетического эйдосов, результатом чего V= ds/dt – это формула сопряжения эйдосов.

Однако, если посмотреть на символ Инь и Ян, то метафорически центральная разделительная линия этого символа и есть, как раз, жизнь – как путь, маршрут, программа. Исходная эмерджентность автоколебаний (круговращений) – это способ самосохранения единства  двух субстанций.

Прогрессивная роль пассивного в том, что  эта субстанция умеет хранить прошлое и является онтологической  «памятью» эволюции. Выступает в основном как «одно», обеспечивая экзистенциальную однозначность. Любой атом, молекула или, как называл В.В. Демьянов – «Плоть Единого»,  есть «память»  эволюции (единого пути).

Прогрессивная роль активного в том, что она многозначна.  Ее  роль в создании будущего, где реализует себя случайность через комбинаторность. В этом плане, субстанцию активности часто интерпретируют как вероятность, что правильно по смыслу. Именно многозначность делает будущее вероятностным, это символизирует «многое».

.

1.2. Нюансы термодинамики.

1.2.1.  Общие вопросы. Если главными акторами эволюции являются субстанции пассивная и активная, то технология, по которой они действуют – эйдос.  То, что мы привыкли воспринимать как вещество, тоже является конструктом субстанцией, поскольку оно (вещество) плод конструктивности. Просто,  вещество относится к пассивной половине мира с «прибавочной» сигнатурой: [П – 1/А – П – 1/А – П ].  А есть еще активная половина мира с сигнатурой [1/А – П – 1/А – П – 1/А], где это вещество может реализовать себя.

Если смотреть на энергию и энтропию с субстанциональной точки зрения, то энергия отражает активное, а энтропия пассивное. Нельзя здесь забывать, что указанные роли субстанций именно онтологические, а не физические. Что отнюдь не мешает истинно трактовать физические законы и термодинамику.

Первые два начала термодинамики:

Наша цель – прояснить роль этих начал для онтологии, для уяснения устройства мира. А в онтологии нас более всего интересуют вопросы  эволюции и самоорганизации. Поэтому с этих позиций отметим важность понятия «термодинамической системы», как «состоящей из большого числа частиц и находящиеся в состоянии термодинамического равновесия или близком к нему».

.

1.2.2. Энергия.

Закон сохранения энергии, в первую очередь, сообщает нам, что что-то сохраняется. Что? В песочных часах происходят процессы, но сохраняется песок. А что сохраняется, к примеру, в автоколебательном процессе пружинного маятника, вся «судьба» которого описывается двумя эйдосами?

dm/dt – mV – m(dV/dt) – mV2/2 – mV(dV/dt) (динамический) (1)

dk/dt  -  kx  -  k(dx/dt)   -   kx2/2  -  kх(dx/dt) (статический)      (2)

Отметим, кстати, тот момент, что и на уровне скорости V=dx/dt, и на уровне эйдосов субстанциональная двойственность сохраняется, что всегда, в онтологическом смысле, позволяет говорить о роли актора. ВыражениеV=dx/dt, это не только (даже не столько) определение скорости, а условие сопряжения эйдосов, где  V и xявляются их главными аргументами.

Как было показано ранее [4,5], сам факт закона сохранения энергии, в конечном виде, можно отразить в виде уравнения постоянства фазовой траектории во времени:

sin2(ωt) + cos2(ωt)  = 1.

где частота колебательного контура определяется коэффициентом упругости пружины и массой:

ω2 = k/m

Получается, что в процессе колебаний сохраняется циклическая скорость. Ее можно назвать и угловой скоростью, как в википедии, если не смущает тот факт, что движение маятника «в натуре» происходит по прямой. В любом случае, это говорит в пользу представлений Аристотеля о вечном «неподвижном двигателе» и приоритете вращательного движения {2}. Но вернемся к термодинамике.

Исторически важное уравнение термодинамики, связанное с первым началом, имеет вид: δQ = δA + dU, где  δQ – прирощение теплоты, δA – бесконечно малая элементарная работа, dU — полный дифференциал внутренней энергии системы. Это выражение, по сути, является определением теплоты.

Так вот главное, что мы должны знать и о чем пишет википедии (апрель 2016):

«Термодинамика — это феноменологическая наука, опирающаяся на обобщения опытных фактов.»

А ссылка «феноменологическая наука» на «апрель 2016» рекомендована к удалению. Все это к тому, что объект сохранения в онтологическом смысле в термодинамике не определен. И это важно понимать.

В эйдосах мир замкнут сам на себя (принцип самоподобия). У выше показанных эйдосов (1) и (2) есть «вход» и «выход» (как и любых эйдосов). Когда мы замыкаем «вход» и «выход» сопряженных (V=dx/dt) эйдосов мы и «детектируем» «неподвижный двигатель» Аристотеля. Это «детектирование» назвали эмерджентностью. Одним словом, в эйдосах все происходит на оси «одно» – «многое», и с «входа» на «выход». А в термодинамике «одно» отсутствует.

В формализациях термодинамики нет никаких потоков субстанций. Это чисто математическая модель с искусственным введение интенсивной и экстенсивной величины  под закон сохранения энергии. Поэтому в ней интенсивная величина (к примеру – сила) определяется «задом наперед» из наличия энергии [7].  Это пишется не в качестве критики, а пояснения к специфике моделирования в термодинамике. В эйдетических представлениях, например для динамики материальной точки (1) поток субстанции активности направлен исключительно с «входа» эйдоса на его «выход». Поэтому сила Ньютона никак не может быть определена через энергию, в силу онтологической последовательности.

.

1.2.3. Энтропия. Второе начало термодинамики, просто постулирует факт необратимости части процессов, в первую очередь, исторически, в форме постулата Клаузиуса: «Теплота не может самопроизвольно переходить от тела менее нагретого к телу более нагретому». Следствие второго начала термодинамики, постулированного в указанных формулировках, позволяет ввести для термодинамических систем ещё одну функцию термодинамического состояния S, названную энтропией, такую, что её полный дифференциал для квазистатических процессов записывается как dS=δQ/T. Однако по поводу данного выражения есть сомнения высказанные Коган И.Ш. («Энергодинамическая система физических величин и понятий».)

.

1.2.4 Энтропия Больцмана {3}. Для онтологически представлений, второе начало, подчас, гораздо значимее чем первое. Если бы среда была идеальной, например, кругом был лед, то мы даже до магазина дойти не смогли бы. Получив порцию движения, нам пришлось бы катиться по нему вечно. Точно так же, шарик в вогнутой сферической поверхности, колебался вечно, не обретая устойчивости.

Поэтому важно понять онтологическую роль второго закона термодинамики:  закон возрастания энтропии – это «организационный клей» (пассивное), позволяющий системе быть автономной при поступлении энергии (активное). Таким образом, автономность (самодостаточность) достигается только совместным действием акторов эволюции через  энергию  и энтропию.  В каком-то смысле, энтропия отражает житейское: «За все надо платить». И платой локальной энтропии (пассивное) служит глобальная энергия (пассивное). А исторически, параллельно с термодинамикой возникло представление о невозможности вечного двигателя второго рода. Да и сама энтропия – результат понимания невозможности идеального без затратного цикла двигателя.

Поскольку нас интересует онтология, то необходимо понимать принцип Каратеодори.     В 1909 г. Каратеодори сформулировал принцип адиабатической недостижимости, позволивший доказать существование энтропии без рассмотрения работы тепловых машин. Его суть в том, что у всякой системы существует новая функция состояния, которая при равновесных адиабатных процессах не изменятся (энтропия). Если сказать бытовым языком, то «дальше некуда» – достигнута возможная устойчивость (пассивное).

Обратим внимание на то, что в термодинамике множество потенциалов и видов процессов ведут к устойчивости – «одно» (пассивное), а энергия всегда универсально-всеобъемлюща («многое», пассивное). Это несколько популистское объяснение, но в онтологическом смысле, довольно точное. Мечта физики получить в термодинамике какие-то красивые и однозначные результаты пока не успешны.

.

Литература.

1. Сахно В.А. Эйдос. Субстанции пассивности и активности

2. Чайковский Ю.В. Активный связный мир. Опыт теории эволюции жизни. М.: Товарищество научных изданий КМК. 2008. 726 с.

3. P.O. ди Бартини, П.Г. Кузнецов, Проблемы теории гравитации и элементарных частиц, Сборник, М. Атомиздат, 1966, с. 249-266.

4. Сахно В.А. Эйдетический язык физики. Сила

5. Сахно В.А.  Эйдетический язык физики. Системы отсчета

6. Сахно В.А.  Эйдетический язык физики. Работа

7. Вейник А.И.  «Термодинамика реальных процессов», Мн.: «Навука i тэхнiка», 1991. 576 с. – ISBN 5-343-00837.

Примечание.

{1} В данной статье  онтология понимается так, как у А.П. Огурцова в его статье «Точки роста философии: разрозненные мысли»:

«Онтология – это определенные схемы жизнедеятельности, которые получили интерсубъективный статус. Онтология имеет дело не с миром как с природно-сущим и не с бытием как космосом. Онтология – это логос, приобретший статус существования. Онтология – это логические схемы жизнедеятельности, ставшие само собой разумеющимися, отложившиеся в сознании тех или иных микро и макросообществ. Это механизм явленности сознанию – явленности в пространственных схемах, в «специализации» времени, размерности которого (интенсивность, необратимость, непрерывность и вместе с тем дискретность) поддаются аналитическому расчленению лишь благодаря «опространствливанию», замещению пространственными «метафорическими» структурами – кругом, который пробегает стрелка часов и т.д.»

Одним словом, онтология – это конструктивность Единого, если говорить в платоновском смысле.

.

{2} Вот что пишет известный физик Г.И. Шипов в статье  Механика Декарта — четвертое обобщение механики Ньютона по поводу вращательного движения:

«Все новое — это хорошо забытое старое. Перед созданием основ механики Ньютона (1687 г.) Рене Декарт отстаивал точку зрения, что всякое движение есть вращение. Удивительно, но это утверждение Р. Декарта удается доказать последовательно только сейчас, используя богатый арсенал математических и физических идей современной физики, выдвинутых в разное время выдающимися учеными».

Я поддерживаю эту мысль, в части приоритетности вращательного движения над прямолинейным. В силу того, что со «школьной скамьи» наибольшее внимание уделяется прямоугольной системе координат перед вращательной, чем создается «однобокость» физической картины мира.

.

{3}  Эйдос и энтропия Больцмана .


Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Подписаться на комментарии к записи

Добавить комментарий