Онтологическая арифметика субъектности

Аннотация.

То определение, которое дает философия в отношении субъекта как оппозиции «субъект – объект», мало что дает для теории и практики. Автор «Полилогия современного мира» А. Шушарин, обозначил проблему социального, как отношение «субъект-объект-субъект» (эндологика). В таком обозначении гораздо больше смысла, поскольку, по крайней мере, можно понять симметрию или асимметрию по отношению к «объекту» других «субъектов». Еще лучше исследовать проблему «субъекта» в процессуальном ключе.

.

1. В терминах субстанциональных представлений, о субъекте было высказана мысль [1], что субъект, в самом простом системном виде, представляет собой эмерджентный процесс взаимодействия прошлого и будущего, пассивного и активного, конвергентного и дивергентного, посредством «посредника». В этой части системных представлений, это есть триада: <конвергентное – «посредник» – дивергентное>.

Типичным прототипом таких представлений для косного мира является автоколебательные системы, типа пружинки с шариком. Пружинка играет роль конвергентного (пассивного), а шарик («материальная точка») играет роль дивергентного (активного). «Посредником» служит здесь координата пространства.

.

2. В социальной жизни, хорошим аналогом субъекта служит хозяйственная жизнь любого предприятия. Любая фабрика или завод представляют собой прежде всего два субстанциональных актора: пассивное и активное. Даже с первого взгляда на любой завод бросается в глаза как наличие вещественного (пассивное), так и различных форм его комбинаций (активное). Совместное действие пассивного и активного – есть формы движения.

Символом таких представлений служит восточная символика Инь-Ян:

Рис. 1.  Символ Инь и Ян.

Капле подобные половинки с кружочками глаз, иногда называют рыбками. Рыбки в движении гоняются друг за другом, образуя круговорот.  На заводе  все вещественное (станки, материал, инструменты… – пассивное), которое мы знаем по именам (активного) соответствует левой части рисунка. Их отличающим признаком служит та или иная форма относительной гомогенности – «одно».

А все активное имеющееся на заводе в виде конструкторских чертежей, технологий, сопроводительной бухгалтерии использующее те или иные вещественные носители (пассивное) соответствует правой части рисунка. Их конституциональным онтологическим отличительным признаком служит та или иная относительная комбинаторность – «многое».

Основной принцип которому починяются «рыбки» – принцип самоподобия. А его основной репрезентацией и механизмом – гомология. В этом плане, бухгалтерия любого предприятия – есть отражение всех материальных операций.

Не существует в  реальности отдельно пассивное от активного. Она существует только в платоновской действительности интеллигибельного мира.  Та же форма гомогенного металла («одно») может быть сплавом («многое»), а чертеж может быть  комбинацией «однородных» линий. Вот символ Инь и Ян показывает, что этот релятивизм абсолютен и  сохраняется на самых разных уровнях.

.

3) Ранее [1], было дано предварительное определение субъектности:

«Субъект – конфигурация Единого, локально воплощающая его Язык  в  материю , посредством дивергентно-конвергентной циклической технологии».

Этого определения пока достаточно, чтобы на практике посмотреть некие черты его деятельности. Обычно, исходной моделью хозяйственной жизни на любом заводе служит бухгалтерский баланс, поскольку почти все ресурсы предприятия в нем отражаются.

Онтология бухгалтерского учета задается эйдосом:

операция – счет – проводки – «главная книга» – отчетные формы  (1)

Учет ведется в числовом исчислении, поскольку между всеми эйдосами выполняется гомология, в том числе между эйдосом бухгалтерского учета и числом:

полагание – единица – ряд – группировки (разряда) – представление (2)

Среди отчетных форм мы будем использовать «Форму №1», которую обычно называют «баланс». В «балансе» хорошо показать все устройство бухгалтерии.

Как видно из эйдоса (1) проводки играют роль становления. А в эйдетических представлениях становление отвечает за настоящее время. Как и в жизни, мы можем за деньги купить продукты, так и предприятие может за деньги приобрести оборудование и материалы. Или наоборот, продать товары за деньги. И так же,  как предприятие, каждый (в принципе) может взять кредиты в банке, взяв на себя обязательства.

Проводки – это всегда момент настоящего. Например, когда учредители создают свое ООО (общество ограниченной ответственности), то они вносят деньги, образуя первоначальный капитал (в размере 100 тысяч рублей). Тогда делается проводка:

Дт (Д) – Кт (К) = 100

На балансе это будет выглядеть так:

Конвергентное (прошлое) (т.руб) Дивергентное (будущее) (т.руб)
Материалы, оборудование, товары (М) Капитал  (К) 100
Деньги  (Д) 100 Обязательства (О)
Итог: 100 Итог: 100

Таб. 1. Упрощенный «баланс» с наличием уставного капитала.

Но поскольку деньги («живые») кладутся в кассу конкретно и однообразно (конвергентно) и становятся прошлым, а капитал это дело будущих различных (дивергентных) доходов, то ясно, почему они так обозначены. Конечно же здесь все утрировано, отсутствуют налоги и полный перечень статей, но для данных философских размышлений это не имеет никакого значения.

Предприятие может закупить на все деньги товары:

Дт (М) – Кт (Д) = 100

Удачно продать их и теперь уже в кассу поступят 150 тысяч рублей:

Дт (Д) – Кт (М) = 150

На вырученные деньги (50 тыс. рублей)  можно снова купить товары, либо оборудование, можно выдать их в качестве зарплаты служащим или дивидендов учредителям. При этом, руководители предприятия как правило, имеют факт в конвергентном (прошлом) и стоят перед выбором использования (дивергентного) в будущем.

Тут может  показаться, что именно деньги в кассе определяют будущее. В каком-то смысле это так, но только не в онтологическом. Деньги в кассе – это всегда «одно» (прошлое), а именно логический выбор позволяет их структурировать с определенной целью в будущем («многое»). Обычно, учредители проводят стратегию на увеличения доли капитала в  общей структуре «баланса».

.

4.  Жизнь человека — это субъектная жизнь, и ничем в принципе не отличается от жизни предприятия  в онтологическом, а не экзистенциальном плане. В конвергентной области – его имущество, жилье, здоровье, в дивергентной области – жизненные планы и текущая перспектива окружения (возможные комбинации). Субъект всегда находится в пределах эйдетической логики:

идентификация – эквивалентность – логический выбор – структуризация – композиция

Он идентифицирует поступающие сведения, эквивалентно связывает со своим опытом, после чего логическим выбором может структурировать свои знания. Устойчивая композиция новых знаний может заново идентифицироваться эквивалентно новыми «переменными» в опыте и снова формироваться структуры знаний и их композиции (ход мыслей).

.

5. В любом производстве человек – «посредник» между прошлым и будущим. и не только потому что он профессиональные навыки  получил в прошлом – это да. Но еще потому, что его деятельность (субъектность)  возможна только в настоящем (параллельно ходу часов). Именно его деятельность как «посредника» позволяет осуществлять созидательный цикл «посредством дивергентно-конвергентной циклической технологии».

.

6.  В популярной, да и научной литературе, есть образное представление, введенное Э. Шредингером в его известной книге [2] о «питании отрицательной энтропией». Математическое выражение о такой возможности: dS = dSi + dSe, (где, dSi – прирост внутренней энтропии, dSe – прирост внешней энтропии) предполагает вариант возможности dSe<0.

С точки зрения онтологии, такое невозможно. Дело в том, что энтропийность онтологически «работает» только «здесь и сейчас». В отличии от энергии, которая «работает» по принципу «везде и всегда». Закон сохранения энергии, в этом аспекте, он абсолютен – выполняется всегда, отражая собой глобальный контекст. Энтропийность отражает локальный аспект конкретной комбинации «по месту».

То, что мы, благодаря эйдетической логике можем структурировать предполагаемый результат, не отменяет энтропийность, а только предполагает его механизм. Никакое управление без него не возможно, поскольку структуризация – это фиксирование «по месту». Энергийность движет нашей рукой, когда мы крепим гайкой колесо. Но гайка (в онтологическом смысле) реализует комбинаторный вариант. И не важно, каково происхождение данного варианта комбинаторики – природное или артефактное.

.

7. Назовем финансовой энтропией отношения  обязательств ко всей дивергентной части (обозначения соответствуют Таб. 1):

Э = О/(К+О)

В такой интерпретации энтропии,  любое предприятие, достигая автономности за счет всех собственных средств, одновременно достигает и минимума энтропии. Это же относится к любому субъекту (а не только хозяйствующему).

Если «валюта баланса» (итоговая цифра «баланса») это E (символизирует энергийность), тогда Е = К + О. Связь энтропии с энергией:

Э = (Е – К)/Е

Если понимать под энтропией «меру беспорядка», то данная формула говорит лишь о том, что при стремлении энтропии к нулю все «части» принадлежат «целому», чем и достигается самодостаточность. Сама по себе идея финансовой энтропии исходит из наличия риска при использовании финансового левериджа.

.

Заключение.

1. Определяющим признаком пассивной субстанции является относительная однородность (гомогенность), что свойственно веществу. Определяющим признаком активного является комбинаторность, что свойственно информации.

2. Баланс (как равенство правой и левой части) – это символ глобального сохранения субстанции (энергии). Внутренний дисбаланс в «балансе» характеристика локальной  энтропии. Стратегия субъекта (выживания) – достижение максимальной автономности (весь капитал – собственный).

3. Энтропийность, в отличии от энергийности, не аддитивная характеристика состояния, поскольку характеризует «части» «целого». Но это не препятствие для ее вычисления для любой системы. Просто энтропийность, как  активное требует нормировки своих «частей» по отношению к целому.

4. Некая парадоксальность ситуации в том, что при таком ходе мысли – капиталом владеют все труженики предприятия.

.

Литература.

1. Сахно В.А. Синтез эйдосов. Математика и лингвистика

2. Шредингер Э. Что такое жизнь? С точки зрения физика. – М.: Атомиздат, 1972.


Запись опубликована в рубрике Онтология, эйдос с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Подписаться на комментарии к записи

Добавить комментарий