К онтологии физического мира (3)

«Раздвоение» массы.

21.  Подведя определенный итог предыдущим обсуждениям, можно с уверенностью сказать, что  мы  являемся учениками  эйдетического Языка, а не наоборот. Если есть эйдос линейных форм геометрии

точка – линия – угол – плоская фигура – объемная фигура (1),

то это мы его осваиваем, а не наоборот!  Это хорошо отметил философ А. Дугин в своем семинаре посвященном Платону {1}, говоря об «образце» и «копиях». Благодаря эйдосу линейной геометрии мы можем построить множество зданий «копий», но «образец» (эйдос) один!

Эйдос числа тоже один,

полагание – единица – ряд – группировки (разряда) – представление (2)

но пользуются им как «копией» несчетное число раз.

Нельзя путать Язык как «эталон» с его конкретными воплощениями. То, что закон Гука связали с силой, это не только семантическая ошибка, это не понимание онтологических основ устройства мира. Если происходят «накладки» с явными, простыми объектами, то, как быть, к примеру, с полем?

.

22. Эйдетический язык действует по кумулятивному принципу. Казалось бы, ну зачем простейшему физическому объекту, такому как катушка индуктивности, конденсатор, пружинка, металлический шарик пять статусов? Ну была бы, как в термодинамике, сила и энергия, интенсивный и экстенсивный факторы? Однако термодинамика не решает вопроса с поведением осциллятора!

Именно пять статусов необходимо для создания диалектики мира по Платону. И путать предназначение статусов нельзя.   Из одного и того же куска проволоки, разделенного одинаковыми отрезками («одно»), монтажными средствами (сваркой) можно собрать пять платоновских тел («многое»). И конечный результат мы увидим только на финише.

Статусы эйдоса, в своей конструктивной деятельности «работают» от общего в единичном  к конкретному во  множественном, в отношении итогового создания. Конечное представление,  по Лосеву, получается на последней стадии. Это положение относится и к физическим задачам. Осциллятор, замкнутый в контур, определяется, прежде всего, равенством мгновенных конкретных мощностей (конечный результат), а не сил (середина).

.

22. В гармоническом осцилляторе из пружинки и шарика, кумулятивную роль  потенциальной энергии играет пружинка, а кинетической энергии – шарик. Но если мы положим наш шарик на край сферической  посудины и отпустим его, то тоже получим автоколебания. Где роль потенциальной энергии играет поле тяготения.

И кто сказал, уважаемые физики, что роль Языка поля должен играть эйдос динамики (активности) материальной точки?:

dm/dt – mV – m(dV/dt) – mV2/2 – mV(dV/dt)  (3)

Почему, если  на стол давит гиря, да и на нашу руку, когда ее держим, мы должны обозначать ее через    m(dV/dt)?

Ведь у гири, лежащей на столе, никакого  ускорения нет по факту! То, что в свое историческое время  обнаружили, что в пределах Земли ускорение падающего тела постоянно, сделало возможность представить вес пропорциональным массе и ускорению – здесь все верно, но это не значит, что лежащая на столе гиря ускоряется! Она давит на стол! Хотя стол может быть таким прочным, что не прогибается – не «работает» закон Гука.

Можно и так вопрос поставить. Почему вес тела определяется через земное ускорение, хотя по факту это делается пружинными весами, динамометрами на практике. Кто-нибудь из физиков видел на базаре, чтобы  вес арбуза определяли через ускорение, бросая его в «свободный полет»?

Причина такой неразберихи – историческая инерция мышления, за которой стоит не понимание онтологии вообще, и в частности – физического мира. Итог такого непонимание (именно физического!) – раздвоение массы на инерциальную и гравитационную. Не существует гравитационной массы! Поскольку масса  это объект кинетического  эйдоса (3), а  поле (гравитационное) принципиально потенциальное. А потенциального поля свой эйдос.  Перенос свойств гравитационного поля на массу недопустим, так же как недопустимо перенос онтологической  атрибутики металлического шарика  на свойства  пружинки.

.

23. Маятник можно создать на упругой струне, подвесив к ней симметричный грузик. Такой грузик обладает моментом импульса, зависящим от геометрии грузика. Для небольшого шарика («материальной точки», такой импульс будет  L=[r x p], где r – расстояние до оси струны, а p – импульс материальной точки, квадратные скобки и знак  x символизируют векторное умножение.  По большей части (в крутильных весах, к примеру) интересует угловое отклонение φ, угловая скорость ω=dφ/dt,   угловое ускорение – dω/dt. Используется и понятие момента сил M = [r x F]. Какая это сила – Википедия умалчивает, поскольку предполагается, что сила одна – ньютоновская.

Другим образом, если ввести представление о моменте инерции как I, то можно определить  эйдос, отражающий законы сохранения  общеизвестного  момента импульса:

dI/dt – Iω – I(dω/dt) – Iω2/2 – Iω(dω/dt)  (4)

Если предположить, что  упругость струны δ постоянна к осевой деформации в некотором диапазоне, а отклонение угла пропорционально «крутящему напряжению» H=δφ,   то статический эйдос «крутящего напряжения», комплементарный динамическому, запишется так:

dδ/dt – δφ – δ(dφ/dt) – δφ2/2 – δφ(dφ/dt)  (5)

Эти два эйдоса имеют гомологическое сходство – их статусы изоморфны, однако темпорально различаются по аргументам, поскольку ω=dφ/dt.

Эта пара может совершать автоколебания, запасая потенциальную δφ2/2 энергию в упругом повороте струны и переводя  ее в момент максимального выпрямления в кинетическую Iω2/2.

.

24. Если из такой струны изготовить крутильные весы, и на эти весы, к примеру, направить свет, то они отклонятся на какой угол  φ. Это отклонение онтологически (по факту состояния) будет фиксировать «крутящее напряжение» δφ. То есть статику устойчивого состояния, но никак не ньютоновскую силу! Однако, вот что пишут за устройство крутильных весов в Википедии:

«Принцип действия:
Под действием измеряемых сил рычаг начинает поворачиваться в горизонтальной плоскости до тех пор, пока данные силы не уравновесятся силами упругости закрученной нити. По углу поворота рычага  φ можно судить о крутящем моменте М измеряемых сил, так как φ=Ml/GI, где l — длина нити, G — модуль сдвига материала нити, I — суммарный момент инерции рычага и нити».
(Курсивом выделено мной – В.С.)

И опять разговор о силах! Только в данный момент это силы связанные с крутящим моментом. На самом деле ситуация равновесия – она статичная и линейная от угла отклонения.

Онтологически, сила – это мостик между «одно» и «многое»,  когда дисбаланс движений статусов эйдоса, если по Лосеву, то это становление. Но в момент равновесия, никакого становления нет! Нет «перетекания» субстанции активности между статусами. Что равноценно условию dφ/dt=0, и dω/dt =0. Сила потенциальная и кинетическая равны нулю. Но это же условие равноценно тому φ – const и ω=0. Вот тут важно понять то о чем говорилось в п.20.  Речь может идти только о «напряжении» (втором статусе). Но, как было показано в п.20, это «крутящее напряжение» содержит в себе определенную субстанцию активности, просто в кумулятивной темпоральной форме другой масштабности.

Характерно, что силой, которая относится к третьему статусу эйдоса, пытаются подменить второй статус, который отражает сущность эйдоса («нечто постоянное при любом изменении»). Исторические корни таких представлений, можно понять из трактата И. Ньютона «Математические начала натуральной философии»  (Перевод с латинского с примечаниями и пояснениями А.Н. Крылова, 1936 г.).

Там сила мистифицирована отчасти именно как некий источник движения. Хотя, как уже писалось,  источником  силы является фактор активности, или точнее изменение его удельного содержания,  который непосредственно проявляется в тех или иных статусах эйдоса прямо непосредственно онтологически, а не является неким сторонним привнесением, чуть ли не «сверху».

25. Правильно бы было записать закон Ньютона для всемирного тяготения в такой (скалярной) форме:

H=Ghm1m2/r2 .

Где H – «напряжение» (kx, δφ), характеризуемое отклонением в динамометре эталонной массы в точке измерения. Ясно, что такая точка пространства обладает энергией, в котором тело, получая субстанцию активности, может ускориться. Но это уже «другая опера», где речь может идти о свойствах поля, как специфического объекта исследования…

Эксперемент  Г. Кавендиша использовал крутильные весы, и замерял непосредственно «напряжение» статичного отклонения – δφ. Почему величину «крутящего напряжения» определили как силу? Можно объяснить только отсутствием культуры системных представлений.

.

26. Эффект гравитационного поля, образно говоря, заключается в том, что «пружинка» подсоединена  к пробной массе в каждой его точке. Потому наращивание скорости, за счет перехода потенциальной энергии в кинетическую идет постоянно. А постоянное наращивание скорости и есть ускорение, в том числе и земное. Естественно, в том диапазоне пространства, в котором «механическое напряжение» постоянно. В приземном слое это выдерживается.

Я не хочу здесь переходить к тем представлениям о поле, которое существует у физиков. Возможно, это тема будущей статьи.

.

Выводы.

a) Известное выражение и журнал «Знание – сила» не изоморфно и не гомологично, а, следовательно – не метафорично, согласно эйдетическим представлениям. Сила Ньютона относится к 3-му статусу, а знание – к 4-му:

массоперенос – импульс – сила – энергия – мощность,

явление       –      опыт  -     анализ – знание –  синтез

Этот эйдос опыта символичен, но легко понимаем. Именно в опыте личного общения («одно»)  мы познаем человека, а уже потом, как «многое» можем расставить приоритеты – кто друг, а кто враг. Знание всегда связано со структуризацией, а в физическом аспекте с энергией. Правильнее бы звучала фраза «Знание – энергия». Фетишизация силы – это следствие нашего  экзистенциализма и преданности авторитетам.

Нет такого изоформизма и между силой в понимании Гука, и силой в понимании Ньютона. Оставляя за словом «сила» выражение Ньютона  m(dV/dt), мы должны изоморфно оставить «силе» и в представлениях эффектов упругости и потенциальности – k(dx/dt).

Физика, хотя иногда и говорит о системности, но ее операторы понимания – изоморфизм и гомология, не использует. Хотя, к примеру, представление о потенциальной энергии и кинетической имеется.

.

b) Культура использования Языка – это высшая форма знания. Потому, что Язык выступает конструктором мира. Не мы конструкторы мира – а Язык! А.Ф. Лосев диалектику связывал именно с «логосом об эйдосе». И тут надо правильно понимать, что Язык кумулятивным способом (эйдетической логикой) через статусы эйдоса, задает определенные ориентиры единства мира. Есть к тому достаточные основания,  что эйдос, в своей сущности, есть высший организационный инвариант нашего  мира.

Иногда в быту говорят «приложенная сила». Да мы,  даже можем обратиться непосредственно к труду Ньютона:

«Определение IV

Приложенная сила есть действие, производимое над телом, чтобы  изменить по состояние покоя или равномерного прямолинейного  движения.

Сила проявляется единственно только в действии, и по прекращении действия в теле не остается. Тело продолжает затем удерживать свое новое состояние вследствие одной только инерции. Происхождение приложенной силы может быть различное: от удара, от давления, от центростремительной силы».

В сущности, если бы придать термину «действие» статус субстанции активности, то онтология могла быть выдержана  довольно точно. Однако слово «приложенная» вводит в заблуждение! Как будто бы есть нечто такое за границами тела, что можно «приложить» и сила появится. Но за границами тела может быть только субстанции, которые можно получать, сохранять, отдавать.  Собственно физика, по большому счету, и занимается отражением в физическом языке событий  этих трех позиций…

.

c)  Мы живем в той «половине» мира, где фактор активности проявлен зрительно, например, как скорость V=ds/dt. События, связанные с явным проявлением скорости связываем с проявлением кинетической энергии.  Те события, где фактор активности не проявлен явно, мы называем потенциальными. С точки зрения гомологии они эквивалентны. Тогда в рамках вышеупомянутых 3-х позиций, роль статусов эйдосов «активной половины» мира  в следующем:

-  получение индивидуального фактора активности;

-  сохранение индивидуального фактора активности;

-  изменение (получение или отдача) фактора активности при формировании связи;

-  хранение коллективного фактора активности;

-  отдача коллективного фактора активности.

Второй статус любого эйдоса всегда является сущностью. В эйдосе динамике материальной точки это импульс; в эйдосе линейных форм геометрии – линия; в эйдосе числа – единица; в эйдосе упругой пружинки – «механическое напряжение». Сущность определяет поведение всего эйдоса, поскольку это «нечто постоянное при любом изменении».

В физическом контексте, объекты эйдосов - сжатая пружина или импульс материальной точки – хранят фактор активности среды. Так вот,  перенос атрибута «гравитационности» с  объекта поля, как такового,  на объект массу неправомерен! Способность к сохранению фактора активности – это вообще сущность мира, какой бы странной она нам не представлялась!!! И в этом плане, феномен поля именно в том, что он  представляет каждый свой  объект-точку именно через свой коэффициент упругой деформации.

Мне трудно пока судить о том, какие мысли побудили А. Эйнштейна создавать ОТО, да и онтология гравитационного поля не совсем пока  ясна. Но абсолютно точно мне ясно, что гравитационная масса, которая предполагается равной ее инерционной массе, была введена неверно именно в системном плане.

Само представление о пространстве должно исходить из существования эйдоса, по которому это пространство конструируется. Если гравитационное поле и масса связаны  во  взаимодействии, то речь может идти только о комплементарной эйдетической  паре, где каждый участник пары имеет свою  физическую  сущность.  Сущность массы в наличии импульса (2-й статус). Сущность поля – некая «деформированность» среды, способная передать субстанцию активности массе в эйдосе динамики материальной точки. Проявление силы Ньютона – это уже вторичное проявление сущности. И онтологически правильно понимать это, как переход потенциальной активности в кинетическую. Подмена силой Ньютона других онтологических состояний на системном уровне и привела к фиктивному «раздвоению»  массы на гравитационную и инертную.

.

Литература (вся).

1. Огурцов А.П. Точки роста философии: разрозненные мысли, http://www.intelros.ru/readroom/vox/5-dekabr-2008/14260-tochki-rosta-filosofii-razroznennye-mysli.html

2. Сахно В.А.  Эйдетическая логика,   02.01.2012,  http://www.trinitas.ru/rus/doc/0016/001c/00161915.htm

3. P.O. ди Бартини, П.Г. Кузнецов, Проблемы теории гравитации и элементарных частиц, Сборник, М. Атомиздат, 1966, с. 249-266.

4. Сахно В.А. Эйдетический концепт геометрии линейных форм, 05.09.2013,  http://sahno.trinitas.pro/2013/09/05/eydos-geometrii/

5. Гармонический осциллятор, Википедия, https://ru.wikipedia.org/wiki/Гармонический_осциллятор

6. Сахно В.А. Периодические процессы в эвалектических пентадах, 06.02.2011, http://www.sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/10860.html

7. Сахно В.А., Организационные свойства эйдоса (гармония, эмерджентность), 11.05.2013, http://www.trinitas.ru/rus/doc/0016/001d/00162117.htm

8. Сахно В.А. Часть и целое, 04.11.2014, http://sahno.trinitas.pro/2014/11/04/chast-i-tseloe/

9. Сахно В.А. Эйдос и теория множеств, 24.08.2014,  http://www.sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/14033.html

.

Дополнение

{1} А. Дугин Семинар, посвященный Платону, 23.10.2011, http://www.evrazia.tv/content/seminar-1-ontologiya-platona

Главные идеи семинара:

- вертикальная топика («Тимей»);

- опыт иного нежели данного;

- данный мир это  «копии» (упорядоченный и беспорядочный);

- концепция «оригинала» (образца, парадигмы).


Запись опубликована в рубрике Без рубрики, Онтология, эйдос с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Подписаться на комментарии к записи

Добавить комментарий