Некоторые аспекты природы денег (1)

Семиотический аспект.

Семиотика, наука о знаках и знаковых системах. В Википедии об этом сказано так: «Семиотика, или семиология, — наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем (естественных и искусственных языков)».

Используя труды А.Ф. Лосева и других исследователей  семиотики,  была обоснована семиотическая пентада в следующей форме [1]:

значение – знак – символ – категория – концепт.

Известно, что символам особое внимание уделял А.Ф. Лосев. Основная мысль Лосева – что знак становится символом, когда он относит человека к неким значимым  для него образам:

«Всякий символ, во-первых, есть живое отражение действительности, во-вторых, он подвергается той или иной мыслительной обработке, и, в-третьих, он становится острейшим орудием переделывания самой действительности». («Проблема символа и реалистическое искусство»)

Так если мы возьмем простые  геометрические фигуры, то они с научной точки зрения исполнены элементами с минимальной смысловой емкостью – точка, линия, угол. Но если  мы за пересечением горизонтальной и вертикальной линией видим христианский крест – это уже символ. Тогда он нам буквально СИМВОЛИЗИРУЕТ «иное». То же самое мы можем сказать о пятиконечной звезде или звезде Давида. Для А.Ф. Лосева третий статус пентады означал некую границу, разделяющую нечто и иное. Эта граница могла существовать только как «становление». Вот символ и связывает знак «нечто» с «иным», которое мы обозначили как категория.

***

С точки зрения семиотики деньги представляют собой знак. Значение которого, определяется в контексте того, что рассматривается. Если это любые деньги, то значением будет их номинал (например, 100 рублей). Если мы рассматриваем в контексте международных денежных знаков, то значением будет доллар, рубль, евро…

Социальная символизация   денег претерпела за последние 20 лет значительные изменения. Так, социум  явно поделился на  категории «имущих» и  «неимущих». Это не просто социальные страты по некоторому признаку, это именно категории – вещи, явления, реальности,  «непересекаемые множества» обособленные друг от друга. Именно Аристотель  разделил, к примеру, категории качества и количества, как явления разной природы. Как бы в насмешку над историей и философией сейчас именно количество денег определяет колоссальный разрыв в качестве жизни, разделяя антропологически (по происхождению) одинаковых людей на «небожителей» и «прочих» [2].

Разделенный денежными категориями социум вырабатывает  концепты типа –  «миром правит капитал», «люди гибнут за металл». Концепт всевластия  денег в Росси  устойчив и все прекрасно это понимают. Те редкие случаи «справедливости», которые показывают по телевидению – это просто исключение (поэтому и показывают).

Криминальное прошлое  категориального разделения населения порождает семиотические символы виртуального уровня. Как, пример, слово – «бабло». На запрос по «гуглу» к этому слову выдан результат поиска порядка 11 100 000 (одиннадцать миллионов) ссылок. (К примеру, на слово «смыслодеятельность» получено 276 ссылок (на 23.08.2011)). Тут вам и музыкальные композиции («Бабло победит зло – автор М. Кучеренко) и фильмы («Бабло» – Режиссер: Константин Буслов). Интересна «присказка» к этому фильму [3]: «В 1991 году в России появились деньги. В 2011-ом они решают все…»

Ну, а куда же подевалось самое близкое к деньгам, их истории, их социальной сути значение «труд». Оно практически снизилось до нуля в категориях. Как известно, четвертый статус пентад отражает принципиальную нелинейность, иерархию. Так вот категория труда упала «ниже плинтуса». Похоже, это характерно именно для России по сравнению с Западом.

В обороте же социума России появились словечки: «офисный планктон», «топы» (top – вершина, руководители высшего звена) и другие, которые расслаивали общество по имущественному, властному и другим признакам. При этом имущественный и властный признак можно считать синонимами. Слово «хозяин» стало порой приобретать иронический смысл. Одним словом, семиотическая сфера стала пристраиваться к новым экономическим, политическим и социальным реальностям.

Исследуя семиотическую природу денег, культурный фон России  можно назвать иррациональностью. (Иррациональное (лат. irrationalis – неразумное) – то, что не может быть постигнуто разумом, что явно не подчиняется законам логики, что оценивается как «сверхразумное», «противоразумное» – философский словарь). Эта иррациональность порождена симулякрами (сущностями, оторванными от их естественного основания, Ж. Бодрийяр).

Вот, что говорит по этому поводу в своем выступлении Святейший Патриарх Кирилла в прямом эфире украинского телеканала «Интер» 28 июля 2009 года:

» … Люди привыкли к тому, что деньги можно делать из воздуха. Виртуальная экономика стала значительной частью экономики реальной. Люди зарабатывали сумасшедшие деньги только потому, что они умело торговали фантиками, простите за это не очень политкорректное сравнение пустых и не имеющих ценности бумаг с такими ценными в понимании людей документами, как акции, облигации, курсовая разница валют. Достаточно было вовремя «сбросить» одни акции и купить другие, чтобы получить миллионы, десятки миллионов …

… Экономика может быть эффективной тогда, когда она основана на человеческом труде, не обязательно физическом, но и умственном труде, даже духовных усилиях. Деньги должны быть подкреплены реальными ценностями. Если реальной ценностью деньги не подкреплены, то такая экономика нежизнеспособна. Но именно спекулятивный капитал стал основой обогащения огромного количества людей. Фантики, виртуальная реальность, а не действительные ценности — сколько это могло продолжаться?

И какой колоссальный нравственный урон наносила эта экономика людям! Одно дело, когда человек получает средства и деньги за свой труд, прилагает усилия, а другое — когда он просто умеет манипулировать ценными бумагами. Кризис показал, что дальше такая виртуальная экономика существовать не может. Эта экономика  безнравственная.  Она основана на некоем обмане, и не только потому, что люди воруют друг у друга, хотя воруют, конечно, и не только друг у друга — они воруют у всего народа…. «

***

Символическая природа денег хорошо раскрыта у Ю. В.Базулина [4]. Вот, что он пишет:

«Согласно концепции Московичи, в деньгах происходит инверсия: они из средства обращения превращаются в цель. Такие метаморфозы происходят на этапе доминирования семиотических  денег. Они становятся предметом самого сильного вожделения, все другие цели становятся их средствами. Это, пожалуй, главный парадокс современной стадии развития денег, который состоит в том, что они, сами, будучи продуктом социального развития, совершенно логично, в конечном счете, выступают как квинтэссенция социальных отношений. Они, призванные обслуживать экономическое развитие, отчуждаются от реальной экономики. Они сами есть цель и средство достижения этой цели.

… Они, в отличие от предыдущих форм, окончательно утратили связь с реальной экономикой и реальным потреблением, превратившись в универсальный код, замкнутый на самого себя».

***

Можно предположить, что психология социума, также как и человека, подвержена эффектам напоминающие психологический маятник (Владимир Леви, Ошо). Набравшись «отрицательной энергии» от лукавости партийного моно-управления в годы однопартийности,  категории ценностей  части граждан  явно проскочили оптимум,  начиная отклоняться в другую иррациональную область. Вместо несколько преувеличенного показа «людей труда» в моду стали входить «гламурные звезды». Впрочем, это уже несколько выходит за рамки семиотики денег.


Литература.

1. Онтологическое конструирование и категории. 27.11.2010, http://filosofia.ru/76595/

2. Крупкин П.Л. Российское общество и его политический класс:

взаимосвязь некоторых особенностей.

http://modernity-centre.org/2011/08/18/kroopkin-128/

3. http://www.film.ru/afisha/movie.asp?code=BABLO

4. Базулин Ю.В. Происхождение и природа денег. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008.  246 с


Запись опубликована в рубрике Социум с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Подписаться на комментарии к записи

Комментарии запрещены.