Эволюционная игра

Мы рождаемся в муках. Но наградой этому, уже через некоторое время становится игра. Нам делают «козу», развлекают погремушками, развивая нас и готовя нас к «взрослым» играм. Игра тем «взрослее», чем больше в ней ставки. Некоторые игроки так и не расстаются с детством, проматывая деньги за игровыми автоматами – не видя за этим «автоматом» живого реального игрока, который играет с ним  как кошка с мышкой. Другие – навсегда становятся «болельщиками» – сопереживая играющим.

Игра.

С возрастом устанавливается та или иная  рефлексия и становится понятными и непонятными игры в дружбу, любовь, верность. Особенно тяжело детям, и особенно в их «переходном» возрасте. Гормональные всплески меняют их реальность, они порой теряют почву под ногами, не различая внутренний гормональный зов и внешние обстоятельства. Хорошо если взрослые подготовили их заранее. Потому, что  слова не помогают детям, помогает действительность существующей семейной практики и умение видеть границу между НЕЧТО и  ИНЫМ. Как ни  странно, помогает этому тот самый эгоцентризм (Пиаже – ребенок считает себя центром  вселенной),  которой сопровождает ребенка с самых первых  дней. Подозреваю, что этот эгоцентризм, кроме всего,  дан  для формирования чувственной сферы индикации истинных чувств через любовь к нему родителей. А если этой любви нет …?

Опасность игры -  в фиксируемых ритуалах, когда сынок для мамы навсегда ребенок. Когда человек став Руководителем так и не расстается с этой ролью навсегда. Более того, заигравшись, такой Руководитель желает навсегда остаться в этой роли.

Чем взрослее игры, тем выше ставки. Самая высокая, но обычная по практике, ставка – смерть. В истории этих ставок было – не счесть. Поэтому игра-смерть это, в общем-то, рядовое дело (вспомним 90-е). Тут все дело в тех оттенках правил, которые придают те или иные игроки самой игре. Эти правила могут быть иерархичны. Русские всегда были идеалисты – «слово офицера», говорили они, подчеркивая некий верхний слой правил, как гарант нижних.  Но любое отклонение от нормы чревато колебаниями (опять вспомним 90-е).

Педагогика – это вид искусства. Моя знакомая, популярная в районе учительница начальных классов, на мои вопросы о секрете ее популярности – спокойно объясняла, что ее секрет в игре. И даже не в игре, а в увлеченности играющих учеников. Что должен быть некий «водоворот» увлекающий всех к некому «центру мысли». И к этому центру мысли дети должны прийти сами. Она в этой игре просто дирижер, который зорко следит за классом, за отдельными учениками, не давая их вниманию рассеяться. Основой игры лежит мотив соревновательности детей.  Ему подчиняется самолюбие и другие чувства, да  и просто искры веселья, которые обязательно должны присутствовать на уроке. Игры дисциплинируют  коллектив, подсознательно делая из них команду. Учитель притормаживает «водоворот» возле «медлительных» учеников, не давая им выскользнуть из объятий потока мысли. Слово «дисциплина» закреплялось с  действием по «правилам игры».  Ну, естественно, нужны и другие учительские «примочки» – к примеру, хорошие наглядные пособия.  Вообще – это известный факт, что когерентное организованное поведение повышает эффективность любой системы.

В воспитании все имеет значение. Можно сказать «работайте над задачей дети», а можно «внимательно исследуйте условие задачи».  Таких слов как «работа», «труд» должно быть как можно меньше при принуждении, а чаще как ссылка на достойные обстоятельства …. . Дети не терпят прямой императив. Похоже, он их пугает и они замыкаются. Зато они чутко чувствуют любую интригу и на этом можно сыграть с пользой для них …

*****

Итак, человеку присуща соревновательность. А философ Д.М. Спектр выразился и того жестче – конкуренция. В своей статье «Причины человеческой эволюции», он анализирует эволюцию видов, приходит к выводу:

«Основным фактором выживания предков человека, основным «внешним» условием его существования (выживания), как явствует из вышеизложенного, выступает сам предок человека. Важнейшим же обстоятельством жизни наших далеких предков выступает внутривидовая конкуренция, сменившая меж – видовую; внутривидовая конкуренция и выступает первым и основным условием формирования рода «человек»».

«Видовая организация животных не подразумевает конкуренции внутри вида (по крайней мере, межгрупповой); животный мир представлен конкуренцией различных видов; лишь человек представляет в таком отношение исключение; конкуренция в его случае разворачивается в пределах его же вида, каковой именно по этой причине преобразуется в род – и именно в род взаимодействия (и борьбы) локальных общностей».

«Эволюция животного представляет собою эволюцию видов; эволюция человека представляет собою эволюцию самого вида, обусловленную внутривидовой межгрупповой конкуренцией».


Соревновательность присуще человеку и это естественно. А что естественно, то не безобразно. Она начинается с «догонялок» у детей и заканчивается в высших кругах политики. Если мы возьмем эвалектику В.В. Демьянова, то конкуренция не должна заканчиваться только кулачными боями «борьбы», она еще должна развивать, помогать эволюции (конструировать степени свободы). А, кстати, есть ли у игры своя пентада?


{Надеюсь, никого не смущает, что я пытаюсь осмысливать реальность через пентады Платона-Лосева? У меня был коллега маркетолог Володя, трудоголик, увлеченный своей работой…  Он, например, иногда мыслил категориями футбольного поля. Он убеждал меня на полном серьезе, что «руководитель» должен играть в полузащите. Что, вот если система 4:2:4, то он должен быть в двойке, а если другая, то … Володя переехал в Москву руководить представительством, а в журнале я прочитал, что он выиграл какой-то маркетинговый конкурс и получил золотую медаль. Одним словом, он подтверждал мысль Канта, что мы мыслим схемами. Вспоминая многое из того, что обсуждалось, я нахожу все больше подтверждений некоторых его взглядов. }


Пентада игры.

Чтобы играть, надо иметь, как минимум, азарт, желание (1). Однако это желание упирается в правила игры (2). Налицо антиномия. Желания «подталкивают», а правила игры «тормозят» игрока, (инерция, опыт). Второй статус пентады   особый – он создает виртуальный объект пентады. А точнее субъект, если смотреть не снаружи, а изнутри (Вспомните материальную точку, на втором этапе появилась скорость, которая уже была потом в ускорении, энергии, мощности «под разными соусами»). Так и в игре – правила сопровождают команду на всех этапах дальше, вплоть до результата. В игре она «руководят» игроками, принуждая их играть «по правилам». Деррида наверняка бы охарактеризовал команду как актуальное, а правила,  как виртуальное. Команду можно похлопать по плечу, а вот с «правилами» тут посложнее.

Имея правила, игрок стоит перед выбором – в шахматах, что взять и куда поставить фигуру. В футболе куда бежать, кому пас отдать? Подкат, пас, жертва фигуры… Обстановка анализируется, но в футболе это не столь важно, скорее необходимо чутье,  интуиция. Собственно вот эти моменты мы обычно и называем игрой. Но двигаясь от своих ворот к чужим за выигрышем, игроки еще не знают весь расклад будущего, этот момент я бы назвал тактикой (3). В отличие от следующего статуса – стратегии (4). Если в тактике мы реализуем свое мгновенное желание играть по правилам «здесь и сейчас» (во времени, последовательно, у Канта «ряд») в силу неопределенности, то стратегия это наше будущее (здесь доминирует кантовский «агрегат»). Стратегия всегда некий план-структура приоритетов (нелинейность)  и иерархия композиционных моментов таких как «позиционное преимущество». Причем и в шахматах и в футболе это примерно одинаково по смыслу. Если мы расчертим пентаду как обычно, это я делаю геометрически стрелками, то и тактика (3) и стратегия (4) указывают на пятый статус пентады – это результат (5).


Итак, статусы игры:   желание  -  правила  -  тактика  -  стратегия  -  результат.


Пентада позволяет взглянуть внимательнее на субъективное время. Философы писали на этот счет довольно много, но у меня есть «позиционное преимущество». Я могу мыслить не только предикативами (чем  злоупотребляют, порой, ученые): S есть Р, но и логически – пентадой. Кроме того пентада, если нужно, позволяет формализовать вплоть до размерности.

В английском языке есть «совершенное прошлое» (have), есть простое «неопределенное прошлое», есть настоящее и будущее. Вот я сижу на диване, откинувшись, и тупо смотрю в телевизор, даже не видя, что там происходит на экране, и не думая. В каком я времени? С точки зрения пентады в неопределенном прошлом (2), если у меня перед этим  возникло естественное совершенное желание «откинуться» (1). Потому, что «совершенное прошлое» произошло еще, когда мои родители познакомились, и у них появилось желание (1). Которое теперь приходит ко мне извне. Я их совершенное будущее, они мое совершенное прошлое.

Я в настоящем (3), только тогда когда делаю пас, вообще что-то меняю, рулю, творю, делаю.  Настоящее (continuous) это лосевская граница.  Пас не вернешь назад. Ступивши неосторожно на тротуар, мчащую машину не остановишь. Все, – ты в будущем, которое определило твое неопределенное прошлое (опыт, правила игры)  и совершенное  прошлое (явление, желание). Человеку порой долго приходится находиться в «неопределенном» будущем (4), настойчиво подчиняясь стратегии, чтобы получить «совершенный» результат.

Эволюция предоставила нам игру, но и мы сами ее игра. Иначе бы мы ничего не знали о существовании результата.

В отличие от обыденных представлений, время в пентаде реально многомерно. Оно представляет собой некий конструктор. Его субъективность именно в том, что там не только время. Субъективное время это всегда конструктивно.

В некотором роде правы те, кто говорит, что выбор остается за личностями.  Но только в некотором. В силу двойственности к третьему статусу ведут стрелочки от первого и второго. Да у нас есть опыт, но что если возникли абсолютно новые явления (как пентаде интеллекта)? Да есть правила игры, но могут возникнуть «непреодолимые»  желания. (Да есть сознание, но есть и подсознание … Да …, но …) Двойственность ведет к развитию через демьяновское эвалектическое Новое. Пентада же не может быть доброй или злой. Она механизм эволюции. А предикаты «добрый», «злой», «истина», «ложь» – это результат игры в коллективной оценке игроков. Это эволюционная  «приманка», которую эволюция дала коллективам для формирования и продолжения игры. Отсюда разные катаклизмы логики типа «парадокс лжеца». (Не зря эти парадоксы разрешаются путем введения мета-уровней.)

Но эволюция оптимистична. Она говорит: «Радуйтесь пока вы в игре. Не впадайте в крайности, не абсолютизируйте. Боритесь за выигрыш, но не делайте из него фетиш!» Иногда игра принимает гротескные формы как в «русской рулетке». Но это говорит об ее глубинных формах. Можно вспомнить Достоевского. Он не только был болен игрой в рулетку. Он еще и находился в состоянии игры со своими «Я» – отсюда такое пронзительное творчество. (Мои представления.)

Точка «омега» Пьера Шардена наступит тогда, когда мы поймем все правила эволюционной игры. Но тогда-то и наступит конец эволюции!

{ Характерный момент я прочитал недавно в журнале «Свободная мысль» за 2010 (но не помню точно номер). Кто-то правильно подметил, что наши Правители больше говорят в прошлом времени, меньше в настоящем и совсем мало в будущем. От себя замечу, что о будущем они говорят только количественно (предполагаемый ВВП, инфляция), но я не помню случая качественного описания. Если раньше нас кормили коммунизмом (пусть ложно, но подчас искренне и  это давало какую-то опору), то сейчас впереди кроме инноваций нет ничего.  Что это – признание неизбежности чего-то? Отсутствие силы воли? Непреодолимость «границы»? Боязнь «иного»? А может так правильно? Что это за феномен?}

*****

Судя по тому, как эволюция  «мудро» устраивает свои механизмы, правила игры для нее важное понятие. Это ее эволюционный задел, ее математические производные, которые она выдвигает  на первый план в составе других пентад,  достигая эмерджентности, по мере того как мы освоили вторую сигнальную систему, и все больше тяготеем к знакам и символам. Свой механизм формирования эволюции она передает обществу. Вся политическая жизнь – это определенная игра. И правила игры здесь играют не последнюю роль.


Запись опубликована в рубрике Без рубрики, Социум с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Подписаться на комментарии к записи

Комментарии запрещены.